В экзаменационную работу включено одно экспериментальное задание, проверяющее освоение практической части курса физики основной школы (умения проводить измерения и исследования зависимостей физических величин).
Задания базируются на материале разделов "Механические явления", "Тепловые явления" и "Электромагнитные явления".
Экспериментальные задания линии 17 – задания с развернутым ответом высокого уровня сложности, максимальный балл – 3.
Экспериментальное задание 17 проверяет:
- умение проводить косвенные измерения физических величин:
- плотности вещества;
- силы Архимеда;
- коэффициента трения скольжения;
- жёсткости пружины;
- момента силы, действующего на рычаг;
- работы силы упругости при подъёме груза с помощью подвижного или неподвижного блока;
- работы силы трения;
- оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы;
- электрического сопротивления резистора;
- работы электрического тока;
- мощности электрического тока;
- умения представлять экспериментальные результаты в виде таблиц, графиков или схематических рисунков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных:
- о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины;
- о зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления и от рода поверхности;
- о зависимости архимедовой силы от объёма погружённой части тела;
- о зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника;
- о свойствах изображения, полученного с помощью собирающей линзы.
Ниже приведены описания проверяемых элементов содержания и умений, которые необходимо проявить при выполнении каждого из заданий, а также ссылки на примеры заданий данной линии из открытого банка заданий ОГЭ.
Что нужно знать:
Лабораторные работы из разделов:
- "Механические явления"
- "Тепловые явления"
- "Электромагнитные явления"
- "Квантовые явления"
Что нужно уметь:
- Использовать лабораторное оборудование и измерительные приборы.
- Проводить косвенные измерения физических величин, исследование зависимостей между величинами (экспериментальное задание на реальном оборудовании)
Задания 17 для КИМ ОГЭ 2024 г. разрабатываются только на базе комплектов оборудования № 1, № 2, № 3, № 4 и № 6. (Задания с использованием комплектов № 5 и № 7 будут вводиться в КИМ ОГЭ в последующие годы).
Комплекты лабораторного оборудования для выполнения экспериментального задания 17 формируются заблаговременно, до проведения экзамена. Для подготовки лабораторного оборудования в пункты проведения за один-два дня до экзамена сообщаются номера комплектов оборудования, которые будут использоваться на экзамене. Перечень комплектов оборудования для выполнения экспериментальных заданий составлен на основе типовых наборов для фронтальных работ по физике. Номера и описание оборудования, входящего в комплекты, приведены в Приложении 2 Спецификации КИМ ОГЭ.
Лабораторная работа «Измерение средней плотности вещества»
Лабораторная работа «Измерение архимедовой силы»
Лабораторная работа «Исследование зависимости архимедовой силы от объёма погруженной части тела»
Лабораторная работа «Измерение жёсткости пружины»
Лабораторная работа «Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины»
Лабораторная работа «Измерение коэффициента трения скольжения»
Лабораторная работа «Измерение работы силы трения»
Лабораторная работа «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»
Лабораторная работа «Исследование зависимости силы трения скольжения от рода поверхности»
Лабораторная работа «Измерение электрического сопротивления резистора»
Лабораторная работа «Измерение мощности электрического тока»
Лабораторная работа «Измерение работы электрического тока»
Лабораторная работа «Исследование зависимости силы тока, возникающего в проводнике, от напряжения на концах проводника»
Лабораторная работа «Измерение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»
Лабораторная работа «Исследование свойства изображения, полученного с помощью собирающей линзы»
(не используется в 2024 году)
Лабораторная работа «Измерение момента силы, действующего на рычаг»
Лабораторная работа «Измерение работы силы упругости при подъёме груза с помощью подвижного блока»
Лабораторная работа «Измерение работы силы упругости при подъёме груза с помощью неподвижного блока»
(не используется в 2024 году)
При отсутствии в пунктах проведения экзамена каких-либо приборов и материалов оборудование может быть заменено на аналогичное с другими характеристиками. В этом случае до сведения экспертов предметной комиссии, осуществляющих проверку выполнения заданий, доводят описание характеристик реально используемого на экзамене оборудования, чтобы обеспечить объективноге оценивание выполнения экспериментального задания участниками ОГЭ.
На экзамене в каждой аудитории присутствует специалист по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ, который проводит перед экзаменом инструктаж по технике безопасности и следит за соблюдением правил безопасного труда во время работы экзаменуемых с лабораторным оборудованием.
Каждое задание рассчитано на проведение прямых измерений с использованием стандартных измерительных приборов: линейки, весов, динамометра, мензурки (измерительного цилиндра), амперметра, вольтметра, секундомера (часов). При этом объектом оценки становятся прямые измерения (правильное включение или установка прибора, определение его цены деления и выполнение правил снятия показания прибора или измерительного инструмента, запись результата прямого измерения с указанием абсолютной погрешности, представленной в тексте задания). Оценка погрешностей косвенных измерений при выполнении экспериментального задания не требуется.
Сформированность у учащегося умений проводить измерения оценивается экспертами по результатам записи прямых измерений, которые в соответствии с критериями оценивания должны укладываться в заданные в каждом случае границы измерений, учитывающие погрешности измерений.
Критерии оценивания экспериментального задания на проверку умения проводить косвенные измерения физических величин
В ответе должны присутствовать:
1. Схема экспериментальной установки.
2. Запись формулы.
3. Результаты прямых измерений с указанием абсолютной погрешности измерения.
4. Значение косвенного измерения.
Критерии оценки выполнения задания |
Баллы |
Полностью правильное выполнение задания, включающее в себя: |
3 |
Записаны правильные результаты прямых измерений с учётом заданных абсолютных погрешностей измерений, но в одном из ИЛИ Записаны правильные результаты прямых измерений с учётом заданных абсолютных погрешностей измерений, но один из элементов ответа (1, 2 или 4) отсутствует |
2 |
Записаны правильные результаты прямых измерений с учётом заданных абсолютных погрешностей измерений, но в элементах ответа 1, 2 и 4 присутствуют ошибки, или эти элементы отсутствуют. ИЛИ Записан правильный результат с учётом заданной абсолютной погрешности измерения только для одного из прямых измерений. В элементах ответа 1, 2 и 4 присутствуют ошибки, или эти элементы отсутствуют |
1 |
Все случаи выполнения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления 1, 2 или 3 баллов. Разрозненные записи. |
0 |
Критерии оценивания экспериментального задания на проверку умения проводить исследование зависимости одной физической величины от другой
В ответе должны присутствовать:
1. Схема экспериментальной установки или описание способа исследования.
2. Результаты прямых измерений с указанием абсолютной погрешности измерения.
3. Формулировка вывода.
Критерии оценки выполнения задания |
Баллы |
Полностью правильное выполнение задания, включающее в себя: |
3 |
Представлены верные результаты прямых измерений с учётом абсолютной погрешности измерений, но в одном из элементов ответа (1 или 3) присутствует ошибка. ИЛИ Один из элементов ответа (1 или 3) отсутствует. |
2 |
Представлены верные результаты прямых измерений с учётом абсолютной погрешности измерений, но в элементах ответа 1 и 3 присутствуют ошибки, или эти элементы отсутствуют. ИЛИ Сделан рисунок экспериментальной установки и приведены результаты измерений с учётом абсолютной погрешности измерений, но в одном или двух из них допущена ошибка |
1 |
Все случаи выполнения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления 1, 2 или 3 баллов. Разрозненные записи. |
0 |
Где взять информацию по теме:
1. Белага В.В., Ломанченков И.А., Панебратцев Ю.А. Физика. 7 класс. / АО «Издательство «Просвещение».
Белага В.В., Ломанченков И.А., Панебратцев Ю.А. Физика. 8 класс. / АО «Издательство «Просвещение».
Белага В.В., Ломанченков И.А., Панебратцев Ю.А. Физика. 9 класс. / АО «Издательство «Просвещение».
2. Генденштейн Л.Э., Булатова А.А., Корнильев А.Н. Физика. 7 класс. /Под редакцией Орлова В.А. /ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний».
Генденштейн Л.Э., Булатова А.А., Корнильев А.Н. Физика. 8 класс. /Под редакцией Орлова В.А. /ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний».
Генденштейн Л.Э., Булатова А.А., Корнильев А.Н. Физика. 9 класс. /Под редакцией Орлова В.А. /ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний».
3. Грачев А.В., Погожев В.А., Боков П.Ю. Физика. 7 класс. / ООО «Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ».
Грачев А.В., Погожев В.А., Боков П.Ю. Физика. 8 класс. / ООО «Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ».
Грачев А.В., Погожев В.А., Боков П.Ю. Физика. 9 класс. / ООО «Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ».
4. Громов С.В., Родина Н.А. и др. Физика. 7 класс. / ООО «Издательский центр «ВЕНТАНАГРАФ».
Громов С.В., Родина Н.А. и др. Физика. 8 класс. / ООО «Издательский центр «ВЕНТАНАГРАФ».
Громов С.В., Родина Н.А. и др. Физика. 9 класс. / ООО «Издательский центр «ВЕНТАНАГРАФ».
5. Изергин Э.Т. Физика. 7 класс. / ООО «Русское слово – учебник».
Изергин Э.Т. Физика. 8 класс. / ООО «Русское слово – учебник».
Изергин Э.Т. Физика. 9 класс. / ООО «Русское слово – учебник».
6. Кабардин О.Ф. Физика. 7 класс. / АО «Издательство «Просвещение» – глава 2.
Кабардин О.Ф. Физика. 9 класс. / АО «Издательство «Просвещение» – главы 2 и 3.
7. Перышкин А.В. Физика. 7 класс. / ООО «Дрофа».
Перышкин А.В. Физика. 8 класс. / ООО «Дрофа».
Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. / ООО «Дрофа» – главы 1–3.
8. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика. 7 класс. / ООО «Дрофа».
Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика. 8 класс. / ООО «Дрофа».
Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Чаругин В.М. Физика. 9 класс. / ООО «Дрофа».
9. Перышкин И.М., Иванов А.И. Физика. 7 класс. / АО «Издательство «Просвещение».
Перышкин И.М., Иванов А.И. Физика. 8 класс. / АО «Издательство «Просвещение».
Перышкин И.М., Гутник Е.М., Иванов А.И., Петрова М.А. Физика. 9 класс. / АО «Издательство «Просвещение».
Физика 7 класс. https://resh.edu.ru/subject/28/7/
Физика 8 класс. https://resh.edu.ru/subject/28/8/
Физика 9 класс. https://resh.edu.ru/subject/28/9/
Какие задания открытого банка выполнить для тренировки:
Задание 17
8C7C46 - Измерение средней плотности вещества
Дайте развернутый ответ.
Используя весы, мензурку, стакан с водой, цилиндр № 1, соберите экспериментальную установку для измерения плотности материала, из которого изготовлен цилиндр № 1. Абсолютная погрешность измерения массы тела составляет ±0,1 г. Абсолютная погрешность измерения объёма тела равна ±2 см3.
В бланке ответов № 2:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки для определения объёма тела;
2) запишите формулу для расчёта плотности;
3) укажите результаты измерения массы цилиндра и его объёма с учётом абсолютных погрешностей измерений;
4) запишите значение плотности материала цилиндра.
02C1F2 - Измерение работы силы трения
Дайте развернутый ответ.
Используя брусок с крючком, динамометр № 2, грузы № 1, № 2 и № 3, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для измерения работы силы трения скольжения между бруском с тремя грузами и поверхностью рейки при перемещении бруска на расстояние 17 см. Используйте поверхность рейки, обозначенную Б. Абсолютная погрешность измерения силы равна ±0,1 Н, абсолютная погрешность измерения расстояния равна ±0,2 см.
В бланке ответов № 2:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта работы силы трения скольжения;
3) укажите результаты измерения модуля перемещения бруска с грузами
и силы трения скольжения при движении каретки с грузами по поверхности рейки с учётом абсолютных погрешностей измерения;
4) запишите значение работы силы трения скольжения.
0CC0F8 - Измерение жёсткости пружины
Дайте развернутый ответ.
Используя штатив с держателем, пружину № 1 со шкалой (или линейку), динамометр № 2 и груз № 1, соберите экспериментальную установку для измерения жёсткости пружины. Определите жёсткость пружины, подвесив к ней груз. Для измерения веса груза воспользуйтесь динамометром. Абсолютная погрешность измерения удлинения пружины составляет ±2 мм, абсолютная погрешность измерения веса груза равна ±0,1 Н.
В бланке ответов № 2:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта жёсткости пружины;
3) укажите результаты измерения веса груза и удлинения пружины с учётом абсолютных погрешностей измерений;
4) запишите значение жёсткости пружины.
31A6FD - Измерение работы силы упругости при подъёме груза с помощью неподвижного блока
Дайте развернутый ответ.
Используя штатив с держателем, неподвижный блок, нить, два груза и динамометр, соберите экспериментальную установку для измерения работы силы упругости при равномерном подъёме грузов с использованием неподвижного блока. Определите работу, совершаемую силой упругости при подъёме двух соединённых вместе грузов на высоту 15 см. Абсолютная погрешность измерения силы равна ±0,1 Н, абсолютная погрешность измерения расстояния равна ±0,2 см.
В бланке ответов № 2:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта работы силы упругости;
3) укажите результаты прямых измерений силы упругости и пути с учётом абсолютных погрешностей измерений;
4) запишите значение работы силы упругости.
049B09 - Исследование зависимости архимедовой силы от объёма погруженной части тела
Дайте развернутый ответ.
Используя динамометр 1, цилиндр № 3, сосуд с водой, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости выталкивающей силы от объёма погружённой части тела. Для этого последовательно погрузите цилиндр в воду на 1/4 часть объёма, на 1/2 часть объёма и полностью. Для каждого погружения измерьте выталкивающую силу.
Абсолютную погрешность измерения веса цилиндра с помощью динамометра принять равной ±0,02 Н, абсолютную погрешность измерения выталкивающей силы принять равной ±0,04 Н.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки для измерения выталкивающей силы и запишите формулу для расчёта выталкивающей силы;
2) для каждого погружения укажите в таблице результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде, а также выталкивающей силы;
3) сформулируйте вывод о зависимости выталкивающей силы от объёма погружённой части тела.
513676 - Измерение архимедовой силы
Дайте развернутый ответ.
Используя динамометр http://www.w3.org/1998/Math/MathML"><semantics><mo>№</mo></semantics></math>">№№ 1, стакан с водой, цилиндр http://www.w3.org/1998/Math/MathML"><semantics><mo>№</mo></semantics></math>">№№ 4, соберите экспериментальную установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр, полностью погружённый в воду. Абсолютная погрешность измерения силы равна ±0,02 Н.
В бланке ответов http://www.w3.org/1998/Math/MathML"><semantics><mo>№</mo></semantics></math>">№№ 2:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта выталкивающей силы;
3) укажите результаты прямых измерений силы с учётом абсолютной погрешности измерений;
4) запишите значение выталкивающей силы.
E0C08D - Исследование свойства изображения, полученного с помощью собирающей линзы
Дайте развернутый ответ.
Используя собирающую линзу 2, экран, лампу на подставке, источник тока, соединительные провода, ключ, линейку, соберите экспериментальную установку для исследования свойств изображения, полученного с помощью собирающей линзы от лампы, расположенной от центра линзы на расстоянии 15 см. Абсолютную погрешность измерения расстояний с помощью линейки принять равной 4 мм.
В бланке ответов:
1) сделайте схематический рисунок экспериментальной установки для наблюдения изображения лампы, полученного с помощью собирающей линзы;
2) передвигая экран, получите чёткое изображение лампы и запишите результаты измерения расстояний от лампы до линзы и от линзы до экрана с учётом абсолютной погрешности измерения;
3) сформулируйте вывод о свойствах изображения (мнимое или действительное, уменьшенное или увеличенное, прямое или перевёрнутое).
C0F1E5 - Исследование зависимости силы тока, возникающего в проводнике, от напряжения на концах проводника
Дайте развернутый ответ.
Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R2, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах. Абсолютную погрешность измерения силы тока принять равной ±0,02 А, напряжения – ±0,1 В.
В бланке ответов № 2:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) установив с помощью реостата поочерёдно силу тока в цепи, равную 0,3 А, 0,4 А и 0,5 А, и измерив в каждом случае значение электрического напряжения на концах резистора, укажите результаты измерения силы тока и напряжения с учётом абсолютной погрешности измерения для трёх случаев в виде таблицы (или графика);
3) сформулируйте вывод о зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.
Измерение момента силы, действующего на рычаг: http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/openlogin.php?qst=A92568065E9583F9432D0CAC3DBC7B2C
Измерение жёсткости пружины: http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/openlogin.php?qst=BD46AB5C848CB2004A899D2263EF4ABD
Измерение работы силы трения: http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/openlogin.php?qst=DF0553DA8C2DBAAF4872CFC6DD525461
Измерение электрического сопротивления резистора: http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/openlogin.php?qst=1E54542095DDBFAB4DDD59762D10BCD8
Измерение работы электрического тока: http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/openlogin.php?qst=4CE284561197A2C14B8EC991E296BD30