Инфофиз
Весь мир в твоих руках, всё будет так, как ты захочешь!
|
|
---|
Физика для студентов
Структура проекта должна способствовать раскрытию избранной темы и отдельных ее вопросов. Все части проектной работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи.
Содержание проекта следует иллюстрировать схемами, таблицами, диаграммами, графиками, фотографиями, рисунками и т.д. Графическому материалу по тексту необходимо давать пояснения. Объем работы должен быть не менее 15 печатных страниц формата А 4 (исключая приложения). Структура проекта содержит:
- титульный лист;
- содержание (оглавление);
- введение;
- основная часть;
- заключение (выводы и предложения);
- список использованной литературы;
- приложения.
Титульный лист является первой страницей проектной работы. В верхнем поле указывается полное наименование организации, учреждения. В среднем поле указывается ф.и.о. и должность слушателя полностью, прикладной проект на тему «_____», ближе к левому краю титульного листа – должность, звание, фамилия, и инициалы преподавателя. В нижнем поле указывается место выполнения работы и год ее написания (без слова «год»).
Содержание – вторая страница работы. В нем приводятся заголовки разделов работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Последнее слово каждого заголовка соединяют многоточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.
Введение (1-2 стр.) предусматривает обоснование актуальности выбранной темы, цель и задачи проводимой работы, предмет и объект исследования. При необходимости здесь могут быть отражены сокращения и обозначения, нормативные ссылки.
Цель исследования - это мысленное прогнозирование результата, определение оптимальных путей решения задач эффективными методами и приемами исследования при написании работы.
Задачи исследования определяются поставленной целью и представляют собой конкретные направления решения проблемы для достижения цели исследования.
Введение не должно содержать примеров, иллюстративного и табличного материала.
Во введении указываются актуальность и значимость темы, степень ее разработанности в литературе, в т.ч. определяются существующие в науке и практике подходы к проблеме, сформулированной в теме, формулируются цель и задачи работы, характеризуются используемые автором практические материалы и структура работы. Объем введения должен быть небольшим –1-2 страницы.
Введение в обязательном порядке содержит следующие элементы:
- Определение темы работы. Необходимо привести несколько (2–3) фраз из учебной литературы, характеризующих основные понятия темы.
- Актуальность работы. Следует обозначить существующее положение, почему актуальна именно затронутая в теме проблема. Обоснование может начинаться с фразы: «Актуальность данной темы обусловлена тем, что …».
- Цель работы. Цель показывает направление раскрытия темы работы. Например: «Цель работы – …» или «Целью данной работы является изучение (описание, определение, установление, исследование, разработка, раскрытие, освещение, выявление, анализ, обобщение) …
Задачи работы. Задачи – это способы достижения цели. В соответствии с основной целью следует выделить 3–4 целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели исследования. Каждая из задач формулируется в соответствии с главами работы. Пример формулирования задач: «Для достижения цели, поставленной в работе, были определены следующие задачи:
- Выявить …
- Провести…
- Разработать…
Объект и предмет. Объект – это процесс или явление, избранные для изучения. Предмет более узок и конкретен. Он находится в границах объекта и отражает какую-либо сторону (аспект, свойства, признаки, отношения) объекта, подлежащую изучению. Например: «Объектом исследования является электронная таблица MS Excel. Предмет исследования – способы построения диаграмм в Excel».
Основная часть. Состоит из теоретической и практической частей.
В теоретической части сначала излагаются основные сведения об объекте реализации проекта – конкретной организации, учреждении или предприятии, затем раскрывается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к её решению, дается их оценка.
В практической части проводится подробный анализ предмета исследования, описываются его основные параметры и характеристики. На основании материала, изложенного в предыдущих разделах, рассматривается реальная практическая ситуация и предлагаются варианты решения проблемы.
Текст проекта не пишется от первого лица, исключаются формулировки типа «Я рассмотрел», «Целью моей работы», «Я считаю» и т.д. Работа должна быть написана с применением нейтральных формулировок типа «Можно сделать вывод», «Было проведено исследование».
В работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.
Заключение. Здесь последовательно излагаются теоретические и практические выводы по всем разделам работы и предложения, сделанные слушателем. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости и обоснованности предложений. Выводы пишутся в виде тезисов (по пунктам) и должны отражать основное содержание по теории вопроса, анализа и практической ситуации.
Объем введения и заключения должен составлять 1-2 стр.
В первой части заключения необходимо отразить основные выводы, к которым пришел студент при изучении теоретических аспектов данной темы (на основании учебной и научной литературы). Данные выводы должны отражать актуальность данной темы и ее практическую значимость.
Во второй части заключения необходимо отразить краткую формулировку результатов, к которым пришел студент при выполнении практической части (выводы по каждой поставленной во введении задаче).
Выводы и рекомендации заключения должны быть ответом на цель и задачи, поставленные во введении к работе.
Список литературы (~1-2 стр.) размещается в конце работы после заключения. Список литературы выполняется в алфавитном порядке и должен включать, как правило, не менее 15 источников, не считая нормативных актов, по всем разделам работы.
На все источники информации, используемые в работе, даются ссылки в тексте в виде квадратных скобок, в которых проставляется порядковый номер, под которым он числится в списке литературы и номер страницы первоисточника, например, [12, с.10].
Приложения. Сюда следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст. К вспомогательному материалу относятся промежуточные математические расчеты, таблицы вспомогательных данных, анкеты, инструкции, типовые договора, иллюстрации (фотоматериалы) и др.
Скачайте документ, соответствующий вашей специальности.
Образец оформления работы для специальности 07.02.01 "Архитектура" (группа Э-12-21)
СЛАЙД 1
Здравствуйте!
Я, Петров Сергей Юрьевич, студент группы А-11-21
Представляю на конкурс проектную работу на тему: «тема проекта».
Руководитель работы: Елена Викторовна Дудко, преподаватель физики.
СЛАЙД 2
Цель моей работы – цель вашей работы
Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи: поставленные Вами задачи
СЛАЙД 3
Объектом исследования является Ваш объект исследования
Предметом исследования является Ваш предмет исследования
СЛАЙД 4
Пояснить актуальность работы и почему выбрал эту тему
СЛАЙД 5
В теоретической части работы были рассмотрены следующие вопросы:
Можно 2-3 слайда посвятить теоретической части, вставить иллюстации.
СЛАЙД 7
В практической части работы выполнено:
Можно 2-3 слайда посвятить практической части, вставить иллюстации..
СЛАЙД Заключение
Сделать выводы по работе, дать предложения, рекомендации
Основные науки о природе
Слово «естествознание» означает знание о природе. Поскольку природа чрезвычайно многообразна, то в процессе ее познания формировались различные естественные науки: физика, химия, биология, астрономия, география, геология и многие другие. Каждая из естественных наук занимается изучением каких-то конкретных свойств природы. При обнаружении новых свойств материи появляются новые естественные науки с целью дальнейшего изучения этих свойств или, по крайней мере, новые разделы и направления в уже имеющихся естественных науках. Так сформировалась целая совокупность естественных наук. По объектам исследования их можно разделить на две большие группы: науки о живой и неживой природе. Важнейшими естественными науками о неживой природе являются : физика, химия, астрономия.
Физика – наука, которая изучает наиболее общие свойства материи и формы ее движения (механическую, тепловую, электромагнитную, атомную, ядерную). Физика имеет много видов и разделов (общая физика, теоретическая физика, экспериментальная физика, механика, молекулярная физика, атомная физика, ядерная физика, физика электромагнитных явлений и т.д).
Химия – наука о веществах, их составе, строении, свойствах и взаимных превращениях. Химия изучает химическую форму движения материи и делится на неорганическую и органическую химию, физическую и аналитическую химию, коллоидную химию и т.д.
Астрономия – наука о Вселенной. Астрономия изучает движение небесных тел, их природу, происхождение и развитие. Важнейшими разделами астрономии, которые сегодня превратились, по существу, в самостоятельные науки, являются космология и космогония.
Космология – физическое учение о Вселенной как целом, ее устройстве и развитии.
Космогония – наука, которая изучает вопросы происхождения и развития небесных тел (планет, Солнца, звезд и др.). Новейшим направлением в познании космоса является космонавтика.
Биология – наука о живой природе. Предметом биологии является жизнь как особая форма движения материи, законы развития живой природы. Биология, по-видимому, является самой разветвленной наукой (зоология, ботаника, морфология, цитология, гистология, анатомия и физиология, микробиология, вирусология, эмбриология, экология, генетика и т.д.). На стыке наук возникают смежные науки, такие как физическая химия, физическая биология, химическая физика, биофизика, астрофизика и т.д.
Итак, в процессе познания природы формировались отдельные естественные науки. Это необходимый этап познания – этап дифференциации знаний, дифференциации наук. Он обусловлен необходимостью охвата все большего и все более разнообразного числа исследуемых природных объектов и более глубокого проникновения в их детали. Но природа – это единый, уникальный, многогранный, сложный, самоуправляющийся организм. Если природа едина, то единым должно быть и представление о ней с точки зрения естественной науки. Такой наукой является естествознание.
Естествознание – наука о природе как единой целостности или совокупность наук о природе, взятая как единое целое. Последние слова в этом определении еще раз подчеркивают, что это не просто совокупность наук, а обобщенная, интегрированная наука. Это означает, что сегодня дифференциация знаний о природе сменяется их интеграцией. Эта задача обусловлена, во-первых, объективным ходом познания природы и, во-вторых, тем, что человечество познает законы природы не ради простого любопытства, а для использования их в практической деятельности, для своего жизнеобеспечения.
№ зан. |
Наименование разделов и тем |
Литература для студентов |
Самостоятельная работа на курc 30 час |
|
Введение. |
|
|
1 |
Основные сведения науки о природе. Естественнонаучный метод познания. |
[1] стр. 3-22 |
|
|
РАЗДЕЛ 1. Механика. |
|
5 |
|
Тема 1.1. Кинематика |
|
1 |
2 |
Механическое движение. Его относительность |
[1] §§1.1-1.3 |
Реферат, презентация (1ч) |
|
Тема 1.2. Динамика |
|
1 |
3 |
Законы динамики Ньютона. Силы в природе. Закон всемирного тяготения. Невесомость |
[1] §§2.1-2.3 |
Домашняя контрольная работа (1ч) |
4 |
Лабораторная работа № 1. Исследование движения тела под действием постоянной силы. |
Методические указания |
|
|
Тема 1.3. Законы сохранения в механике |
|
2 |
5 |
Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность. |
[1] §§3.1-3.3 |
Подготовка и защита рефератов, домашняя контрольная работа (2ч) |
|
Тема 1.4. Механические колебания и волны. |
|
1 |
6 |
Механические колебания и волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук. |
[1] §§11.1-11.5 |
Подготовка и защита рефератов, презентаций, (1ч) |
7 |
Лабораторная работа № 2. Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити |
Методические указания |
|
|
РАЗДЕЛ 2. Основы молекулярной физики и термодинамики |
|
4 |
|
Тема 2.1. Молекулярная физика. |
|
2 |
8 |
Атомистическая теория строения вещества. Массы и размеры молекул.
|
[1] §§4.1-4.4
|
Подготовка и защита рефератов, презентаций, (2ч) |
9 |
Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц. |
[1] §§5.1-5.2 |
|
10 |
Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними. |
[1] §§5.3, 6.1 |
|
11 |
Лабораторная работа № 3. Измерение влажности воздуха |
Методические указания |
|
|
Тема 2.2. Термодинамика. |
|
2 |
12 |
Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Тепловые машины и их применение. |
[1] §86 [2] §§1.13-1.14 |
Подготовка и защита рефератов, домашняя контрольная работа (2ч) |
|
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 3. Основы электродинамики |
|
10 |
|
Тема 3.1. Электростатика. |
|
2 |
13 |
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон Кулона. Электростатическое поле. |
1] §§99-108 [2] §§7.1-7.11 |
Подготовка и защита рефератов, презентаций, (2ч)
|
|
Тема 3.2. Постоянный ток. |
|
2 |
14 |
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. |
[1] §§112-119 [2] §§8.1-8.7 |
Подготовка и защита рефератов, презентаций, (2ч) |
15 |
Закон Ома для участка электрической цепи. |
[1] §120 [2] §§8.10-8.12 |
|
16 |
Лабораторная работа № 4. Изучение закона Ома для участка цепи. |
Методические указания |
|
|
Тема 3.3. Магнетизм. |
|
2 |
17 |
Магнитное поле и его основные характеристики. Закон Ампера. Электродвигатель. |
[1] §§131-139 [2] §§13.1-13.4
|
Подготовка и защита рефератов, презентаций, (2ч) |
18 |
Явление электромагнитной индукции. |
[1] §§140-149 [2] §§14.1-14.6
|
|
19 |
Лабораторная работа № 5. Изучение явления электромагнитной индукции. |
Методические указания |
|
|
РАЗДЕЛ 4. Колебания и волны |
|
|
|
Тема 4.1. Электромагнитные колебания и волны. |
|
2 |
20 |
Электромагнитные колебания и волны. Переменный ток. Радиосвязь и телевидение. |
[1] §157 [2] §§15.7, 15.11 |
Подготовка и защита рефератов, презентаций, (2ч) |
|
Тема 4.2. Световые волны |
|
2 |
21 |
Развитие представлений о природе света. Законы отражения и преломления света. |
[1] §187 [2] §§18.15-18.16 |
Подготовка и защита рефератов, презентаций, (2ч) |
22 |
Интерференция и дифракция света |
1] §§179-181 [2] §§18.4-18.7 |
|
23 |
Лабораторная работа № 6. Изучение интерференции и дифракции света. |
Методические указания |
|
|
Тема 4.3. Линзы. |
|
2 |
24 |
Линзы. Формула тонкой линзы. |
[1] §196 [2] §§20.5-20.6 |
Подготовка и защита рефератов, презентаций, (2ч) |
|
РАЗДЕЛ 5. Элементы квантовой физики. |
|
|
|
Тема 5.1. Квантовые свойства света. |
|
2 |
25 |
Квантовая гипотеза Планка. Фотоэлектрический эффект. |
[1] §§201-204 [2] §§21.1-21.4 |
Подготовка и защита рефератов, презентаций, (2ч) |
|
Тема 5.2. Физика атома. |
|
7 |
26 |
Модели строения атома. Опыт Резерфорда. |
[1] §§208-210 [2] §§22.10, 22.11 |
Подготовка и защита рефератов, презентаций (2ч) |
|
Тема 5.3. Физика атомного ядра и элементарных частиц. |
|
|
27 |
Состав и строение атомного ядра. |
[1] §211 [2] §§22.7,22.8 |
Проработка материалов конспектов лекций и учебника(1ч) |
28 |
Радиоактивность. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. |
[1] §211 [2] §§22.7,22.8 |
Подготовка и защита рефератов, презентаций (2ч)
|
|
РАЗДЕЛ 6. Вселенная и ее эволюция |
|
|
|
Тема 6.1. Строение и развитие Вселенной. |
|
|
29 |
Строение и развитие Вселенной. Модель расширяющейся Вселенной. |
[1] §219 [2] §§23.1- 23.5 |
Проработка материалов конспектов лекций и учебника(2ч) |
30 |
Происхождение Солнечной системы. Современная физическая картина мира. |
|
|
|
ВСЕГО: в т.ч. -теоретических занятий 48час; -лабораторных работ 12 часов |
|
30 |
Литература:
1. Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: Учебник. -М. Издательский центр «Академия», 2014.
2. Дмитриева В.Ф. Физика: учебное пособие для техникумов. – М. Высшая школа, 2011.
3. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика-10-11 класс, Москва «Просвещение» ,2013г
4. Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М., 2013.
5. Рымкевич А.П. «Сборник задач по физике».-М., « Дрофа», 2014
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
Введение | 1 | 1 | |
Науки о природе. Естественнонаучный метод познания. |
Физика — фундаментальная наука о природе. Основные науки о природе, их общность и отличия. Естественнонаучный метод познания и его составляющие, единство законов природы во Вселенной. Открытия в физике — основа прогресса в технике и технологии производства. Взаимосвязь между научными открытиями и развитием техники и технологий. |
1 |
1 |
Раздел 1. Механика. | 11 | ||
Тема 1.1. Кинематика. | 2 | ||
Механическое движение. Его относительность | Механическое движение. Система отсчета. Траектория движения. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Относительность механического движения. Закон сложения скоростей. Средняя скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Равноускоренное прямолинейное движение. Ускорение. Свободное падение тел. | 1 | 1 |
Науки о природе. Естественнонаучный метод познания.
С незапамятных времен люди начали проводить систематические наблюдения за явлениями природы, стремились подметить последовательность происходящих явлений и научились предвидеть ход многих событий в природе. например, смену времен года, время разливов рек и многое другое. Эти свои знания они использовали для определения времени посева, уборки урожая и т.п. Постепенно люди убедились в том, что изучение явлений природы приносит неоценимую пользу. Тогда появились ученые, которые посвящали свою жизнь изучению явлений природы, обобщали опыт предыдущих поколений. Они записывали результаты наблюдений и опытов, сообщали свои знания ученикам. Первые книги о явлениях природы, которые стали достоянием народа, появились в Древней Греции. Это способствовало быстрому развитию науки в этой стране и появлению многих выдающихся ученых.
Долгое время науку о природе называли натуральной философией (философией природы). По мере накопления экспериментального материала, его научного обобщения и развития методов исследования из натуральной философии, как общего учения о природе, выделились астрономия, химия, физика, биология и другие науки. Этим обусловлена органическая связь физики с другими естественными науками.
Природу в старину называли «естество», поэтому науки о природе получили название естественные науки.
Слово "естествознание" означает знание о природе. Поскольку природа чрезвычайно многообразна, то в процессе ее познания формировались различные естественные науки: физика, химия, биология, астрономия, география, геология, экология и многие другие. Каждая из естественных наук занимается изучением каких-то конкретных свойств природы. При обнаружении новых свойств материи появляются новые естественные науки с целью дальнейшего изучения этих свойств или, по крайней мере, новые разделы и направления в уже имеющихся естественных науках. Так сформировалась целая совокупность естественных наук. По объектам исследования их можно разделить на две большие группы: науки о живой и неживой природе. Важнейшими естественными науками о неживой природе являются : физика, химия, астрономия.
Физика (от греческого слова «фюзис» - природа) – наука о строении материи и о простейших формах её движения и взаимодействия. Физика имеет много видов и разделов (общая физика, теоретическая физика, экспериментальная физика, механика, молекулярная физика, атомная физика, ядерная физика, физика электромагнитных явлений и т.д).
Химия (от греческого слова «химевсис» - смешивание) – наука о веществах, их составе, строении, свойствах и взаимных превращениях. Химия изучает химическую форму движения материи и делится на неорганическую и органическую химию, физическую и аналитическую химию, коллоидную химию и т.д.
Астрономия (от греческих слов «астрон» - звезда, «номос» - закон)– наука о небесных телах. Астрономия изучает движение небесных тел, их природу, происхождение и развитие.
Биология (от греческих слов «биос» - жизнь, «логос» - наука, учение) – наука о живой природе. Предметом биологии является жизнь как особая форма движения материи, законы развития живой природы. Биология, по-видимому, является самой разветвленной наукой (зоология, ботаника, морфология, цитология, гистология, анатомия и физиология, микробиология, вирусология, эмбриология, экология, генетика и т.д.).
География (от греческих слов «гео» - земля, «графо» - пишу) - наука о Земле, землеописание.
Геология (от греческих слов «гео» - земля, «логос» - наука, учение) - наука о Земле, ее форме, строении, составе и развитии.
Экология (от греческих слов «экос» - дом, «логос» - наука, учение) - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой, о взаимодействии человека и природы.
На стыке наук возникают смежные науки, такие как физическая химия, физическая биология, химическая физика, биофизика, астрофизика и т.д.
Естественные науки изучают:
- Тела. Телом можно назвать любой предмет, любое живое существо.
- Вещества. Вещества – это то, из чего состоят тела.
- Явления природы. Физические явления – это любые изменения, происходящие в природе.
Итак, в процессе познания природы формировались отдельные естественные науки. Это необходимый этап познания – этап дифференциации знаний, дифференциации наук. Он обусловлен необходимостью охвата все большего и все более разнообразного числа исследуемых природных объектов и более глубокого проникновения в их детали. Но природа – это единый, уникальный, многогранный, сложный, самоуправляющийся организм. Если природа едина, то единым должно быть и представление о ней с точки зрения естественной науки. Такой наукой является естествознание.
Естествознание – наука о природе как единой целостности или совокупность наук о природе, взятая как единое целое. Последние слова в этом определении еще раз подчеркивают, что это не просто совокупность наук, а обобщенная, интегрированная наука. Это означает, что сегодня дифференциация знаний о природе сменяется их интеграцией. Эта задача обусловлена, во-первых, объективным ходом познания природы и, во-вторых, тем, что человечество познает законы природы не ради простого любопытства, а для использования их в практической деятельности, для своего жизнеобеспечения.
Физика — фундаментальная наука о природе.
Греческое слово «фюзис» в переводе означает природа, поэтому науку о природе стали называть физикой.
Величайший мыслитель древности Аристотель (384—322 до н.э.) в смысл слова «физика» вкладывал всю совокупность сведений о природе, все, что было известно о земных и небесных явлениях. В русский язык термин «физика» был введен великим ученым-энциклопедистом, основоположником материалистической философии в России М.В.Ломоносовым (1711 — 1765).
Процесс длительного изучения явлений природы привел ученых к идее о материальности окружающего нас мира.
Материя включает в себя все, окружающее нас, и нас самих. То есть все, реально существующее в природе (а не в нашем воображении) материально.
Учение о строении материи является одним из центральных в физике. Оно охватывает два известных физике вида материи: вещество и поле. Материя существует не только в виде вещества - физических тел, но и в виде полей, например электромагнитного, гравитационного. Например радиоволны и свет нельзя назвать веществом. Они представляют собой особую форму материи – электромагнитное поле.
Вещество характеризуется дискретностью образования и конечной массой покоя.
Поле характеризуется непрерывностью и нулевой массой покоя.
Неотъемлемое свойство материи – движение. В философском смысле любое изменение, происходящее в природе, в окружающем нас мире, представляет собой движение материи. Движение есть способ существования материи.
Все материальные объекты (тела) не остаются неизменными. С течением времени изменяются их взаимное положение, форма, размеры, агрегатное состояние, физические и химические свойства и т. д. Под движением понимают все происходящие во Вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением.
Физика изучает наиболее общие формы движения материи и их взаимные превращения, такие, как механические, молекулярно-тепловые, электромагнитные, атомные и ядерные процессы.
Подобное деление на формы движения условно, однако физика в процессе изучения обычно представлена именно такими разделами.
Накопленный веками опыт убедил ученых, что материя может видоизменяться, но никогда не возникает и не исчезает. Движение материи также может изменять свою форму (превращаться из одной формы в другую), но само движение материи не создается и не уничтожается. Т.е. окружающий нас мир есть вечно движущаяся и развивающаяся материя.
Всеобщей мерой движения материи во всех её формах является энергия, а неуничтожимость движения материи выражается законом сохранения энергии.
Материя существует в пространстве и во времени.
Пространство определяет взаимное расположение (одновременно существующих) объектов относительно друг друга и их относительную величину (расстояние и ориентацию).
Т.е. пространство характеризует протяженность материальных объектов. Оно непрерывно, изотропно (свойства при поворотах не меняются) и однородно. Описывается геометрией Евклида, т.е. трехмерное (в классической физике). Единицей пространства в СИ является 1 метр. Метр — 1,6 млн. длин световых волн атомов криптона, или длина пути, проходимого светом в вакууме за 1 / 299 792 458 с.
Время определяет последовательность явлений природы (материальных событий) и их относительную продолжительность(длительность).
В классической физике время характеризуется однородностью и непрерывностью. Не изотропно, т.е.течет в одном направлении. Единица измерения в СИ – 1 секунда. Секунда — время, равное 9 192 631 770 периодам излучения, соответствующего переходу между двумя сверхтонкими уровнями основного состояния атома цезия-133.
Все явления природы происходят в пространстве в определенной последовательности и имеют конечную продолжительность. Следовательно, пространство и время не существуют сами по себе, в отрыве от материи, и материя не существует вне пространства и времени.
Общей мерой различных форм движения материи является энергия. Качественно различные физические формы движения материи способны превращаться друг в друга, но сама материя неуничтожима и несотворима. К такому выводу пришли еще античные философы-материалисты.
Физика — основа естествознания. Физика относится к точным наукам и изучает количественные закономерности явлений. Она является наукой экспериментальной. Многие ее законы базируются на фактах, установленных опытным путем. Факты остаются, а истолкование их иногда меняется в ходе исторического развития науки, в процессе все более глубокого понимания основных законов природы.
Наблюдение, эксперимент и теория - основные методы познания природы в физике.
Роль естествознания в жизни людей велика. Естествознание является основой жизнеобеспечения – физиологического, технического, энергетического. Естествознание – это теоретическая основа промышленности и сельского хозяйства, всех технологий, различных видов производства, в том числе производства энергии, продуктов питания, одежды и т.д. Естествознание – это важнейший элемент культуры человечества, это один из существенных показателей уровня цивилизации.
Механическое движение. Система отсчета.
Механика – раздел физики, в котором изучают механическое движение.
Механическим движением тела называют перемещение тела (изменение его положения) в пространстве относительно других тел с течением времени.
Механическое движение относительно. Движение одного и того же тела относительно разных тел оказывается различным. Например, автомобиль движется по дороге. В автомобиле находятся люди. Люди движутся вместе с автомобилем по дороге. То есть люди перемещаются в пространстве относительно дороги. Но относительно самого автомобиля люди не движутся. В этом проявляется относительность механического движения.
Для описания движения тела всегда нужно указать, по отношению к какому телу рассматривается движение. Это тело называют телом отсчета. Покой тоже относителен. Например, пассажир в покоящемся поезде смотрит на проходящий мимо поезд и не понимает, какой поезд движется, пока не посмотрит на небо или землю.
Все тела во Вселенной движутся, поэтому не существует тел, которые находятся в абсолютном покое. По той же причине определить движется тело или нет, можно только относительно какого-либо другого тела.
Главная задача механики – определять положение тела в пространстве в любой момент времени.
Чтобы решить эту надо иметь тело, от которого ведется отсчет координат, связать с ним систему координат и иметь прибор для измерения промежутков времени.
Система координат, тело отсчета, с которым она связана, и прибор для отсчета времени образуют систему отсчета, относительно которой и рассматривается движение тела.
Системы координат бывают:
1. одномерная – положение тела на прямой определяется одной координатой x.
2. двумерная – положение точки на плоскости определяется двумя координатами x и y.
3. трехмерная – положение точки в пространстве определяется тремя координатами x, y и z.
Всякое тело имеет определенные размеры. Различные части тела находятся в разных местах пространства. Однако, во многих задачах механики нет необходимости указывать положения отдельных частей тела. Если размеры тела малы по сравнению с расстояниями до других тел, то данное тело можно считать его материальной точкой. Так можно поступать, например, при изучении движения планет вокруг Солнца.
Материальной точкой называется тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь.
Понятие материальной точки играет важную роль в механике. Тело можно рассматривать как материальную точку, если его размеры малы по сравнению с расстоянием, которое оно проходит, или по сравнению с расстоянием от него до других тел.
Пример. Рассматривая движение орбитальной станции, находящейся на орбите около Земли, размеры станции можно не учитывать, а рассчитывая траекторию движения космического корабля при стыковке со станцией, без учета ее размеров не обойтись.
Траектория движения. Путь. Перемещение.
Перемещаясь с течением времени из одной точки в другую, тело (материальная точка) описывает некоторую линию, которую называют траекторией движения тела.
Траектория движения - воображаемая или видимая линия, в каждой точке которой побывало тело в процессе своего движения (линия, по которой движется тело, называется).
По форме траектории движение подразделяют на прямолинейное (траектория движения тела прямая линия) и криволинейное (траектория движения тела кривая линия).
При движении тела по прямолинейной траектории модуль вектора перемещения всегда совпадает с пройденным путём. При движении тела по криволинейной траектории модуль вектора перемещения всегда меньше пройденного пути
Траектория – это след, оставляемый телом. Если измерить длину этого следа, то мы измерим ратояние меджу двумя точками, получим физическую величину.
Пройденный путь - длина траектории.
Путь – скалярная величина.
Обозначается l, измеряется в метрах.
В физических задачах часто важны не пройденный телом путь, а расстояние между двмя точками траектории (например, начальной и конечной). Кратчайшее расстояние между ними называют перемещением.
Перемещение тела - это направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением.
Перемещение - векторная величина.
Обозначается S, измеряется в метрах. (перемещение – вектор, модуль перемещения – скаляр)
Равномерное прямолинейное движение. Скорость.
При рассмотрении движения тела важно как быстро изменяется его положение, т.е. как быстро изменяется координата тела.
Скорость - векторная физическая величина, характеризующая быстроту перемещения тела, численно равная отношению перемещения за малый промежуток времени к величине этого промежутка.
Обозначается v
Формула скорости: vх=S/t
Единица измерения в СИ – м/с.
На практике используют единицу измерения скорости км/ч (36 км/ч = 10 м/с).
Измеряют скорость спидометром.
Равномерное движение — это такое движение тела, при котором его скорость остается постоянной (v=const),то есть тело все время движется с одной скоростью, а ускорения или замедления не происходит (a=0).
Прямолинейное движение — это движение, при котором траектория прямая. То есть это движение тела по прямой линии.
Равномерное прямолинейное движение - это движение, при котором тело за любые равные промежутки времени совершает одинаковые перемещения.
Уравнение равномерного прямолинейного движения (перемещение тела при равномерном движении):
S=vх·t
Уравнение координаты тела при равномерном прямолинейном движении:
х=х0+vх·t
Графическое представление равномерного прямолинейного движения
Механическое движение представляют графическим способом. Зависимость физических величин выражают при помощи функций. Обозначают:
v(t) - изменение скорости со временем
S(t) - изменение перемещения (пути) со временем
a(t) - изменение ускорения со временем
Зависимость ускорения от времени. Так как при равномерном движении ускорение равно нулю, то зависимость a(t) - прямая линия, которая лежит на оси времени.
Зависимость скорости от времени. Так как тело движется прямолинейно и равномерно (v=const), т.е. скорость со временем не изменяется, то график с зависимостью скорости от времени v(t) - прямая линия, параллельная оси времени.
Проекция перемещения тела численно равна площади прямоугольника под графиком скорости, так как величина вектора перемещения равна произведению вектора скорости на время, за которое было совершено перемещение.
Правило определения пути по графику v(t): при прямолинейном равномерном движении модуль вектора перемещения равен площади прямоугольника под графиком скорости.
Зависимость перемещения от времени. График s(t) - наклонная линия:
Зависимость координаты от времени. График х(t) - наклонная линия:
Из графика видно, что проекция скорости равна:
vх=S/t=tga
Рассмотрев эту формулу, мы можем сказать, чем больше угол a, тем быстрей движется тело и оно проходит больший путь за меньшее время.
Правило определения скорости по графику s(t) и x(t): Тангенс угла наклона графика к оси времени равен скорости движения.
Неравномерное прямолинейное движение.
Равномерное движение это движение с постоянной скоростью. Если скорость тела меняется, говорят, что оно движется неравномерно.
Движение, при котором тело за равные промежутки времени совершает неодинаковые перемещения, называют неравномерным или переменным движением.
Для характеристики неравномерного движения вводится понятие средней скорости.
Средняя скорость движения равна отношению всего пути, пройденного материальной точкой к промежутку времени, за который этот путь пройден.
В физике наибольший интерес представляет не средняя, а мгновенная скорость, которая определяется как предел, к которому стремится средняя скорость за бесконечно малый промежуток времени Δt:
Мгновенной скоростью переменного движения называют скорость тела в данный момент времени или в данной точке траектории.
Мгновенная скорость тела в любой точке криволинейной траектории направлена по касательной к траектории в этой точке.
Различие между средней и мгновенной скоростями показано на рисунке.
Движение тела, при котором его скорость за любые равные промежутки времени изменяется одинаково, называют равноускоренным или равнопеременным движением.
Ускорение — это векторная физическая величина, характеризующая быстроту изменения скорости, численно равная отношению изменения скорости к промежутку времени, в течение которого это изменение произошло.
Если скорость изменяется одинаково в течение всего времени движения, то ускорение можно рассчитать по формуле:
Обозначения:
vх — конечная скорость тела при равноускоренном движении по прямой
v0х — начальная скорость тела
a — ускорение тела
t — время движения тела
Ускорение показывает, как быстро изменяетcя скорость тела. Если ускорение положительно, значит скорость тела увеличивается, движение ускоренное. Если ускорение отрицательно, значит скорость уменьшается, движение замедленное.
Единица измерения ускорения в СИ [м/с2].
Ускорение измеряют акселерометром
Уравнение скорости для равноускоренного движения:
Уравнение равноускоренного прямолинейного движения (перемещение при равноускоренном движении):
Обозначения:
— Перемещение тела при равноускоренном движении по прямой
— Начальная скорость тела
— Скорость тела при равноускоренном движении по прямой
— Ускорение тела
— Время движения тела
Еще формулы, для нахождения перемещения при равноускоренном прямолинейном движении, которые можно использовать при решении задач:
- если известны начальная, конечная скорости движения и ускорение.
- если известны начальная, конечная скорости движения и время всего движения
Графическое представление неравномерного прямолинейного движения
Механическое движение представляют графическим способом. Зависимость физических величин выражают при помощи функций. Обозначают:
v(t) - изменение скорости со временем
S(t) - изменение перемещения (пути) со временем
a(t) - изменение ускорения со временем
Зависимость ускорения от времени. Ускорение со временем не изменяется, имеет постоянное значение, график a(t) - прямая линия, параллельная оси времени.
Зависимость скорости от времени. При равномерном движении скорость изменяется, согласно линейной зависимости .
Графиком является наклонная линия.
Правило определения пути по графику v(t): Путь тела - это площадь треугольника (или трапеции) под графиком скорости.
Правило определения ускорения по графику v(t): Ускорение тела - это тангенс угла наклона графика к оси времени. Если тело замедляет движение, ускорение отрицательное, угол графика тупой, поэтому находим тангенс смежного угла.
Зависимость пути от времени. При равноускоренном движении путь изменяется, согласно квадратичной зависимости
В координатах зависимость имеет вид .
Графиком является ветка параболы.
Свободным падением тел называют падение тел на Землю в отсутствие сопротивления воздуха (в пустоте). В конце XVI века знаменитый итальянский ученый Г. Галилей опытным путем с доступной для того времени точностью установил, что в отсутствие сопротивления воздуха все тела падают на Землю равноускоренно и что в данной точке Земли ;ускорение всех тел при падении одно и то же. До этого в течение почти двух тысяч лет, начиная с Аристотеля, в науке было принято считать, что тяжелые тела падают на Землю быстрее легких.
Ускорение, с которым падают на Землю тела, называется ускорением свободного падения. Вектор ускорения свободного падения обозначается символом g, он направлен по вертикали вниз. В различных точках земного шара в зависимости от географической широты и высоты над уровнем моря числовое значение g оказывается неодинаковым, изменяясь примерно от 9,83 м/с2 на полюсах до 9,78 м/с2 на экваторе. На широте Москвы g = 9,81523 м/с2. Обычно, если в расчетах не требуется высокая точность, то числовое значение g у поверхности Земли принимают равным 9,8 м/с2 или даже 10 м/с2.
Простым примером свободного падения является падение тела с некоторой высоты h без начальной скорости. Свободное падение является прямолинейным движением с постоянным ускорением.