Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» предназначена для изучения астрономии в профессиональных образовательных организациях СПО.
СОДЕРЖАНИЕ
- Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «АСТРОНОМИЯ»
- Структура и содержание учебной дисциплины
- Условия реализации учебной дисциплины
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
- Контрольные вопросы к темам и разделам
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ»
1.1 Пояснительная записка.
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» предназначена для изучения астрономии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Рабочая программа дисциплины АСТРОНОМИЯ (базовый уровень) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, Приказа №506 от 7 июня 2017 года «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089», Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и учебным планом по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Содержание программы «Астрономия» направлено на достижение следующих целей:
- осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
- приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
- овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных технологий;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
- формирование научного мировоззрения;
- формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).
1.2 Общая характеристика учебной дисциплины «Астрономия».
Астрономия рассматривается как курс, который, завершая физико-математическое образование студентов 1 курса, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения.
Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.
Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных студентами по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике.
Материал, изучаемый в начале курса в теме «Основы практической астрономии», необходим для объяснения наблюдаемых невооруженным глазом астрономических явлений. В организации наблюдений могут помочь компьютерные приложения для отображения звездного неба. Такие приложения позволяют ориентироваться среди мириад звезд в режиме реального времени, получить информацию по наиболее значимым космическим объектам, подробные данные о планетах, звездах, кометах, созвездиях, познакомиться со снимками планет.
Астрофизическая направленность всех последующих тем курса соответствует современному положению в науке. Главной задачей курса становится систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономер-ностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений. Это становится возможным благодаря широкому использованию физических теорий, а также исследований излучения небесных тел, проводимых практически по всему спектру электромагнитных волн не только с поверхности Земли, но и с космических аппаратов. Вселенная предоставляет возможность изучения таких состояний вещества и полей таких характеристик, которые пока недостижимы в земных лабораториях. В ходе изучения курса важно сформировать представление об эволюции неорганической природы как главном достижении современной астрономии.
Теоретические сведения по Астрономии дополняются демонстрациями и аудиторными и домашними практическими работами. Во внеурочное время желательно проводить со студентами астрономические наблюдения, посещать планетарий.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачёта в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ)1.
1.3. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл, цикл и является профильным предметом, освоение которого связано с изучением следующих дисциплин: физика, химия, математика.
1.4. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
- формирование представлений об астрономии как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах астрономии;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
- овладение астрономическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения смежных естественно - научных дисциплин на базовом уровне и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной астрономической подготовки;
- воспитание средствами астрономии культуры личности, понимания значимости астрономии для научно - технического прогресса, отношения к астрономии как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития астрономии.
Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» должно обеспечить достижение студентами следующих результатов:
- личностных:
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной астрономической науки;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли астрономических компетенций в этом;
- умение использовать достижения современной астрономической науки и технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
- умение самостоятельно добывать новые для себя астрономические знания, используя для этого доступные источники информации;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
- метапредметных:
- использование различных видов познавательной деятельности для решения астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон астрономических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение использовать различные источники для получения информации, оценивать ее достоверность;
- умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации.
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
В результате изучения учебной дисциплины «Астрономия» обучающийся должен:
знать/ понимать:
- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
- смысл физического закона Хаббла;
- основные этапы освоения космического пространства;
- гипотезы происхождения Солнечной системы;
- основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь:
- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
- использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
- использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- решать задачи на применение изученных астрономических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смысло-поисковой, и профессионально-трудового выбора.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 46 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 10 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
46 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
36 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
- |
практические занятия |
4 |
контрольные работы |
- |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) |
- |
другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий |
|
Самостоятельная работа студента (всего) |
10 |
в том числе: |
|
подготовка и защита рефератов, сообщений и презентаций, выполнение индивидуальных проектов |
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Астрономия»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем |
Уровень |
1 |
2 |
3 |
4 |
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ |
2 |
||
Предмет астрономии. |
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономии и её методов исследования. Телескопы. Воспроизведение сведений по истории развития астрономии, ее связей с физикой и математикой. Использование полученных ранее знаний для объяснения устройства и принципа работы телескопа. |
2 |
1 |
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ |
6 |
||
Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты. |
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Воспроизведение определений терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд). Объяснение наблюдаемых невооруженным глазом движения звезд на различных географических широтах. |
2 |
2 |
Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. Движение и фазы Луны. |
Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Воспроизведение определений терминов и понятий (кульминация Солнца, эклиптика). Объяснение наблюдаемых невооруженным глазом движения Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца. |
1 |
2 |
Время и календарь. |
Время и календарь. Точное время и определение географической долготы. Воспроизведение определений терминов и понятий (местное, поясное, летнее и зимнее время). Объяснение необходимости введения високосных лет и нового календарного стиля. |
1 |
2 |
Самостоятельная работа студента Выполнить реферат, сообщение или презентацию на темы: «Видимая звездная величина. Суточное движение светил», «Первые астрономические обсерватории», «Первые календари». Восприятие и на основе полученных знаний самостоятельное оценивание информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. |
2 |
3 |
|
Практическая работа №1 Изучение звёздного неба с помощью подвижной карты звёздного неба |
Изучение звёздного неба с помощью подвижной карты звёздного неба Практическое применение звездной карты для поиска на небе определенных созвездий и звезд. |
2 |
3 |
РАЗДЕЛ 3. СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ |
8 |
||
Развитие представлений о строении мира. Конфигурация планет. |
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Воспроизведение исторических сведений о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира. Воспроизведение определений терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица). Вычисление расстояния до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеров — по угловым размерам и расстоянию. |
2 |
2 |
Законы движения небесных тел. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. |
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. Формулирование законов Кеплера, определение массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера. Описание особенностей движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом. Объяснение причин возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы. Понимание особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы. Применение полученных знаний для решения задач на законы Кеплера. |
2 |
2 |
Движение небесных тел под действием сил тяготения. |
Закон всемирного тяготения. Возмущения в движении тел Солнечной системы. Масса и плотность Земли. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов к планетам. Описание особенностей движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом. Объяснение причин возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы. Понимание особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы. |
2 |
2 |
Практическая работа № 2 Законы Кеплера. Определение масс небесных тел |
Законы Кеплера. Определение масс небесных тел». Применение полученных знаний для решения задач на законы движения небесных тел. |
2 |
3 |
РАЗДЕЛ 4. ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ |
8 |
2 |
|
Современные представления о строении, составе и происхождении Солнечной системы. |
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Система Земля-Луна. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Формулирование и обоснование основных положений современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака. Формулирование понятий (Солнечная система, планета, ее спутники). Описание природы Луны и объяснение причины ее отличия от Земли. |
2 |
2 |
Самостоятельная работа студента. |
2 |
||
Выполнить реферат, сообщение или презентацию на темы: «Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина», «Достижения современной космонавтики». |
2 |
3 |
|
Планеты земной группы |
Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Формулирование понятий (планеты земной группы). Проведение сравнений Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет; объяснение механизма парникового эффекта и его значения для формирования и сохранения уникальной природы Земли. |
2 |
2 |
Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет гигантов. |
Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Формулирование понятий (планеты-гиганты, кольца планет). Формулирование существенных различий в природе двух групп планет и объяснение причин их возникновения. Описание характерных особенностей природы планет-гигантов, их спутников и колец. |
2 |
2 |
Малые тела Солнечной системы. Карликовые планеты. |
Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность. Формулирование понятий (малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты). Описание природы малых тел Солнечной системы и объяснение причин их значительных различий. Описание явлений метеора и болида, объяснение процессов, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью. Описание последствий падения на Землю крупных метеоритов. Объяснение сущности астероидно-кометной опасности, возможности и способов ее предотвращения. |
2 |
2 |
РАЗДЕЛ 5. СОЛНЦЕ И ЗВЁЗДЫ |
6 |
2 |
|
Солнце - ближайшая звезда |
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Объяснение физического состояния вещества Солнца и звезд и источников их энергии. Объяснение внутреннего строения Солнца и способов передачи энергии из центра к поверхности. Объяснение механизма возникновения на Солнце грануляции и пятен. Описание наблюдаемых проявлений солнечной активности и их влияния на Землю. |
2 |
2 |
Расстояние до звёзд. Характеристики излучения звёзд |
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Видимая и абсолютная звёздные величины. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина. Формулирование понятий (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год). Формулировать основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость». Сравнение моделей различных типов звезд с моделью Солнца. Объяснение причины изменения светимости переменных звезд. Применение полученных знаний для решения задач на вычисление расстояния до звезд по годичному параллаксу. |
2 |
2 |
Массы и размеры звёзд. Переменные и нестационарные звёзды |
Двойные звёзды. Определение массы звёзд. Размеры звёзд. Плотность их вещества. Модели звёзд. Описание механизма вспышек новых и сверхновых звёзд. Понимание времени существования звезд в зависимости от их массы; объяснение этапов формирования и эволюции звезды; объяснение физических особенностей объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звёзд: белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. |
2 |
2 |
Самостоятельная работа студента. Выполнить реферат, сообщение или презентацию на темы: «Астероидная опасность», «Видимая звездная величина. Суточное движение светил» |
2 |
3 |
|
РАЗДЕЛ 6. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ |
6 |
||
Наша Галактика |
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления и ассоциации. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Межзвёздная среда: газ и пыль. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя). Описание основных параметров Галактики (размеры, состав, структура и кинематика). Применение полученных знаний для определения расстояний до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость». |
2 |
2 |
Другие звёздные системы-галактики. Основы современной космологии. |
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. Формулирование понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение). Формулировка типов галактик (спиральные, эллиптические, неправильные). Обоснование справедливости модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик. Формулировка закона Хаббла; применение полученных знаний для определения расстояний до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых; оценки возраста Вселенной на основе постоянной Хаббла; смысл гипотезы горячей Вселенной по обнаруженному реликтовому излучению. Формулирование основных периодов эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва. |
2 |
1 |
Самостоятельная работа студента. |
4 |
||
Выполнить реферат, сообщение или презентацию на темы: «Наша Галактика – Млечный путь», «Проблема существования жизни во Вселенной», «Переменные и вспыхивающие звезды», «Коричневые карлики», «Космические аппараты» Проработка материала конспекта и учебника. Подготовка к дифференцированному зачёту. |
2 2 |
3 |
|
Жизнь и разум во Вселенной |
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. Систематизация знаний о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной. |
1 |
1 |
Дифференцированный зачёт |
Промежуточный контроль полученных знаний в форме тестирования. |
1 |
3 |
Всего: |
46 |
||
В том числе: Обязательная аудиторная учебная нагрузка 36 час. Самостоятельная работа студента 10 час. |
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
- Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.
- Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
- Рельеф Луны.
- Фазы Венеры.
- Марс.
- Юпитер и его спутники.
- Сатурн, его кольца и спутники.
- Солнечные пятна (на экране).
- Двойные звезды.
- Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
- Большая туманность Ориона.
- Туманность Андромеды.
Темы рефератов (докладов). Примерный перечень
- Видимая звездная величина. Суточное движение светил
- Первые астрономические обсерватории
- Первые календари
- Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина
- Достижения современной космонавтики
- Астероидная опасность
- Видимая звездная величина. Суточное движение светил
- Наша Галактика – Млечный путь
- Проблема существования жизни во Вселенной
- Переменные и вспыхивающие звезды
- Коричневые карлики
- Космические аппараты
- Астрология
- Возраст (Земли, Солнца, Солнечной системы, Галактики, Метагалактики)
- Вселенная
- Гелиоцентрическая система мира
- Геоцентрическая система мира
- Магнитная буря
- Метеор, Метеорит, Метеорное тело, Метеорный дождь, Метеорный поток
- Затмение (лунное, солнечное, в системах двойных звезд)
- Проблема «Солнце — Земля»
- Черная дыра
- Эволюция (Земли и планет, Солнца и звезд, метагалактик и Метагалактики)
Темы проектов. Примерный перечень.
- Древнейшие культовые обсерватории доисторической астрономии.
- Прогресс наблюдательной и измерительной астрономии на основе геометрии и сферической тригонометрии в эпоху эллинизма.
- Зарождение наблюдательной астрономии в Египте, Китае, Индии, Древнем Вавилоне, Древней Греции, Риме. Связь астрономии и химии (физики, биологии).
- Первые звездные каталоги Древнего мира.
- Крупнейшие обсерватории Востока.
- Дотелескопическая наблюдательная астрономия Тихо Браге.
- Создание первых государственных обсерваторий в Европе.
- Устройство, принцип действия и применение теодолитов.
- Угломерные инструменты древних вавилонян — секстанты и октанты.
- Современные космические обсерватории.
- Современные наземные обсерватории.
- История происхождения названий ярчайших объектов неба.
- Звездные каталоги: от древности до наших дней.
- Прецессия земной оси и изменение координат светил с течением времени.
- Системы координат в астрономии и границы их применимости.
- Понятие «сумерки» в астрономии.
- Четыре «пояса» света и тьмы на Земле.
- Астрономические и календарные времена года.
- «Белые ночи» — астрономическая эстетика в литературе.
- Рефракция света в земной атмосфере.
- О чем может рассказать цвет лунного диска.
- Описания солнечных и лунных затмений в литературных и музыкальных произведениях.
- Хранение и передача точного времени.
- Атомный эталон времени.
- Истинное и среднее солнечное время.
- Измерение коротких промежутков времени.
- Лунные календари на Востоке.
- Солнечные календари в Европе.
- Лунно-солнечные календари.
- Обсерватория Улугбека.
- Система мира Аристотеля.
- Античные представления философов о строении мира.
- Наблюдение прохождения планет по диску Солнца и их научное значение.
- Объяснение петлеобразного движения планет на основе их конфигурации.
- Закон Тициуса—Боде.
- Точки Лагранжа.
- Научная деятельность Тихо Браге.
- Современные методы геодезических измерений.
- Изучение формы Земли.
- Юбилейные события истории астрономии текущего учебного года.
- Значимые астрономические события текущего учебного года.
- История открытия Плутона.
- История открытия Нептуна.
- Клайд Томбо.
- Явление прецессии и его объяснение на основе закона всемирного тяготения.
- К. Э. Циолковский
- Первые пилотируемые полеты — животные в космосе.
- С. П. Королев.
- Достижения СССР в освоении космоса.
- Первая женщина-космонавт В. В. Терешкова.
- Загрязнение космического пространства.
- Динамика космического полета.
- Проекты будущих межпланетных перелетов.
- Полеты АМС к планетам Солнечной системы.
- Сфера Хилла.
- Теория происхождения Солнечной системы Канта—Лапласа.
- «Звездная история» АМС «Венера».
- «Звездная история» АМС «Вояджер».
- Реголит: химическая и физическая характеристика.
- Лунные пилотируемые экспедиции.
- Исследования Луны советскими автоматическими станциями «Луна».
- Проекты строительства долговременных научно-исследовательских станций на Луне.
- Проекты по добыче полезных ископаемых на Луне.
- Самые высокие горы планет земной группы.
- Фазы Венеры и Меркурия
- Сравнительная характеристика рельефа планет земной группы.
- Научные поиски органической жизни на Марсе.
- Органическая жизнь на планетах земной группы в произведениях писателей-фантастов.
- Атмосферное давление на планетах земной группы.
- Современные исследования планет земной группы АМС.
- Научное и практическое значение изучения планет земной группы.
- Кратеры на планетах земной группы: особенности, причины.
- Роль атмосферы в жизни Земли.
- Современные исследования планет-гигантов АМС.
- Исследования Титана зондом «Гюйгенс».
- Современные исследования спутников планет-гигантов АМС.
- Современные способы космической защиты от метеоритов.
- Космические способы обнаружения объектов предотвращение их столкновений с Землей.
- История открытия Цереры.
- Открытие Плутона К. Томбо.
- Характеристики карликовых планет (Церера, Плутон, Хаумея, Макемаке, Эрида).
- Гипотеза Оорта об источнике образования комет.
- Загадка Тунгусского метеорита.
- Падение Челябинского метеорита.
- Особенности образования метеоритных кратеров.
- Следы метеоритной бомбардировки на поверхностях планет и их спутников в Солнечной системе.
- Результаты первых наблюдений Солнца Галилеем.
- Устройство и принцип действия коронографа.
- Исследования А. Л. Чижевского.
- История изучения солнечно-земных связей.
- Виды полярных сияний.
- История изучения полярных сияний.
- Современные научные центры по изучению земного магнетизма.
- Космический эксперимент «Генезис».
- Особенности затменно-переменных звезд.
- Образование новых звезд.
- Диаграмма «масса — светимость».
- Изучение спектрально-двойных звезд.
- Методы обнаружения экзопланет.
- Характеристика обнаруженных экзопланет.
- Изучение затменно-переменных звезд.
- История открытия и изучения цефеид.
- Механизм вспышки новой звезды.
- Механизм взрыва сверхновой.
- Правда и вымысел: белые и серые дыры.
- История открытия и изучения черных дыр.
- Тайны нейтронных звезд.
- Кратные звездные системы.
- История исследования Галактики.
- Легенды народов мира, характеризующие видимый на небе Млечный Путь.
- Открытие «островной» структуры Вселенной
- Я. Струве.
- Модель Галактики В. Гершеля.
- Загадка скрытой массы.
- Опыты по обнаружению Weakly Interactive Massive Particles — слабо взаимодействующих массивных частиц.
- Исследование Б. А. Воронцовым-Вельяминовым и Р. Трюмплером межзвездного поглощения света.
- Исследования квазаров.
- Исследование радиогалактик.
- Открытие сейфертовских галактик.
- А. А. Фридман и его работы в области космологии.
- Значение работ Э. Хаббла для современной астрономии.
- Каталог Мессье: история создания и особенности содержания.
- Научная деятельность Г. А. Гамова.
- Нобелевские премии по физике за работы в области космологии.
3. Условия реализации ПРОГРАММЫ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной программы требует наличия учебного кабинета с возможностью свободного доступа в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
- Посадочные места по количеству обучающихся.
- Рабочее место преподавателя.
- Многофункциональный комплекс преподавателя.
- Дидактические материалы (учебники, пособия, справочники, карточки-задания, тесты, мультимедийные программы)
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- телескоп;
- спектроскоп;
- модель небесной сферы;
- звездный глобус;
- подвижная карта звездного неба;
- глобус Луны;
- карта Луны;
- карта Венеры;
- карта Марса;
- справочник любителя астрономии;
- школьный астрономический календарь (на текущий учебный год).
Список наглядных пособий:
- вселенная;
- Солнце;
- строение Солнца;
- планеты земной группы;
- Луна;
- планеты-гиганты;
- малые тела Солнечной системы;
- звезды;
- наша Галактика.
- другие галактики
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
ЛИТЕРАТУРА:
Для студентов
- Астрономия. Базовый уровень.11 класс: учебник /Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут – 5-е изд., пересмотр.- М.: Дрофа, 2018.-238с, с: ил.,8 л. цв. вкл.- (Российский учебник).
Для преподавателя
- Письмо Минобрнауки РФ от 20.06.2017 г., ТС-194/08 "Об организации изучения учебного предмета "Астрономия".
- Приказ Минобрнауки РФ от 20.06.2017 г. №. 851" О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253."
- Астрономия. Базовый уровень.11 класс: учебник /Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут – 5-е изд., пересмотр.- М.: Дрофа, 2018.-238с, с: ил.,8 л. цв. вкл.- (Российский учебник).
- Чаругин В.М. Астрономия 10-11.Учебник (базовый уровень),-М.:"Просвещение", 2018-144с.
- Страут Е.К. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11класс:Учебно-методическое пособие. М, Дрофа, 2018.
- Кунаш М.А. Астрономия.11класс. Методическое пособие к учебнику Б.А.Воронцова-Вельяминова, Е.К.Страута «Астрономия. Базовый уровень.11класс» М., Дрофа 2018.
- Страут, Е. К.Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017. — 39 с.
- Шевченко М.Ю. «Школьный астрономический календарь». – М.: Дрофа.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
- http://www.infofiz.ru
- http://pentest.rusff.ru
- http://bookitut.ru
- http://www.myastronomy.ru
- http://www.astronews.ru
- http://www.sai.msu.ru/ ГАИШ МГУ
- http://www.izmiran.ru/ ИЗМИРАН
- http://www.sai.msu.su/EAAS/ АстрО
- http://www.myastronomy.ru/
- http://www.krugosvet.ru/ энциклопедия Кругосвет
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания:
Умения:
|
Текущий контроль: - Презентация индивидуальных и групповых домашних экспериментальных заданий. - Оценивание отчетов по выполнению практических работ. - Решение качественных и количественных задач. - Индивидуальный опрос. - Сообщение по теме. Рубежный контроль: - Фронтальный опрос. - Тестирование по теме. - Презентация учебных проектов. - Подготовка рефератов, докладов, с использованием информационных технологий. - Контрольная работа. Промежуточный контроль: дифференцированный зачет |
5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМАМ И РАЗДЕЛАМ
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ
Введение в Астрономию
- Что изучает Астрономия?
- Какими способами изучают Вселенную?
- Из каких объектов состоит Вселенная?
- С какими современными телескопами вы познакомились?
- Расскажите о назначении телескопов.
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ
Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты
- Что называется созвездием?
- Как обозначаются звёзды в созвездиях?
- От чего зависит звёздная величина?
- Что такое небесная сфера?
- Как определить ось мира и полюсы мира?
- Какие координаты светила называются экваториальными?
- Что такое эклиптика?
- В каких точках пересекаются эклиптика и небесный экватор?
- Что такое верхняя и нижняя кульминация светила?
- Почему на звёздной карте изображены только звёзды, но нет ни Солнца, ни Луны, ни Земли, ни планет?
Видимое движение планет и Солнца.
Движение Луны и затмения
- Почему планеты называют блуждающими звёздами?
- Опишите путь Солнца среди звёзд в течение года.
- Что такое сидерический месяц?
- Опишите фазы Луны.
- В каких пределах изменяется угловое расстояние Луны от Солнца?
- Почему затмения Луны и Солнца не происходят каждый месяц?
- Можно ли с обратной стороны Луны видеть полное солнечное затмение?
- Предскажите затмение Солнца. Полное затмение Солнца произошло 29 марта 2006 г. Когда обязательно наступит следующее такое затмение?
Время и календарь
- Что такое солнечные и звёздные сутки?
- Чем объясняется введение поясной системы счёта времени?
- Почему в качестве единицы времени используется атомная секунда?
- В чём заключаются трудности составления точного календаря?
- Чем отличается счёт високосных лет по старому и новому стилю?
РАЗДЕЛ 3. СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Развитие представлений о строении мира. Конфигурация планет.
- В чём различие геоцентрической и гелиоцентрической систем мира?
- Что называется конфигурацией планеты?
- Какие планеты считаются внешними , какие – внутренними?
- Какие планеты могут находиться в противостоянии? Какие не могут?
- Назовите планеты, которые могут наблюдаться рядом с Луной во время её полнолуния.
Законы движения планет Солнечной системы. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.
- Как формулируются законы движения планет, полученные Кеплером по результатам наблюдений?
- Как меняется скорость планеты при её перемещении от афелия к перигелию?
- В какой точке орбиты планета обладает максимальной кинетической энергией; максимальной потенциальной энергией?
- Какие измерения, выполненные на Земле, свидетельствуют о её сжатии?
- Меняется ли и по какой причине горизонтальный параллакс Солнца в течение года?
- Каким методом определяется расстояние до ближайших планет в настоящее время?
Движение небесных тел под действием сил тяготения.
- Почему движение планет происходит не в точности по законам Кеплера?
- Как Ньютон изменил третий закон Кеплера?
- Как было установлено местоположение планеты Нептун?
- Какая из планет вызывает наибольшие возмущения в движении других тел Солнечной системы и почему?
- По каким траекториям движутся космические аппараты к Луне; к планетам?
РАЗДЕЛ 4. ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Современные представления о строении, составе и происхождении Солнечной системы.
- Каким образом произошло формирование Солнца согласно современным представлениям?
- Назовите объекты Солнечной системы.
- Каким образом произошло формирование планет?
- Каков состав пояса Койпера и облака Оорта?
- Каков возраст Солнечной системы?
- Что такое прецессия земной оси?
- Вследствие чего возникает прецессия земной оси?
- Каково внутреннее строение Земли?
- Какова природа Луны? Назовите основные формы рельефа Луны.
- Каким образом Луна вызывает приливы на Земле?
- Когда на Земле можно наблюдать максимальные приливы? Аргументируйте свой ответ.
Планеты земной группы.
- Что общего у планет земной группы? Чем это сходство обусловлено?
- В чём различия планет земной группы? Чем эти различия обусловлены?
- Чем объясняется отсутствие атмосферы у планеты Меркурий?
- В чём причина различий химического состава атмосфер планет земной группы?
- Какие формы рельефа поверхности обнаружены на поверхности планет земной группы с помощью космических аппаратов?
- Какие сведения о наличии жизни на Марсе получены автоматическими станциями?
Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет гигантов.
- Каковы физические свойства Юпитера? Сатурна? Урана? Нептуна?
- Какова природа колец планет-гигантов?
- Чем объясняется наличие у Юпитера и Сатурна плотных и протяжённых атмосфер?
- Почему атмосферы планет-гигантов отличаются по химическому составу от атмосфер планет земной группы?
- Каковы особенности внутреннего строения планет-гигантов?
- Каковы формы рельефа для поверхности большинства спутников планет?
- Каковы по своему строению кольца планет-гигантов?
- Какое уникальное явление обнаружено на спутнике Юпитера Ио?
- Какие физические процессы лежат в основе образования облаков на различных планетах?
- Почему планеты-гиганты по своей массе во много раз больше, чем планеты земной группы?
Малые тела Солнечной системы. Карликовые планеты.
- Что представляют собой и где расположены планеты карлики?
- Как отличит при наблюдениях астероид от звезды?
- Какова форма большинства астероидов?
- Каковы примерно их размеры?
- Чем обусловлено образование хвостов комет?
- В каком состоянии находится вещество ядра кометы; её хвоста?
- Может ли комета, которая периодически возвращается к Солнцу, оставаться неизменной?
- Какие явления наблюдаются при полёте тел в атмосфере с космической скоростью?
- Какие типы метеоритов выделяются по химическому составу?
- Как возникают метеорные потоки?
РАЗДЕЛ 5. СОЛНЦЕ И ЗВЁЗДЫ
Солнце - ближайшая звезда
- Из каких химических элементов состоит Солнце и каково их соотношение?
- Каков источник энергии излучения Солнца?
- Какие изменения с его веществом происходит при этом?
- Какой слой Солнца является основным источником видимого излучения?
- Каково внутреннее строение Солнца? Назовите основные слои его атмосферы.
- В каких пределах изменяется температура на Солнце от его центра до фотосферы?
- Какими способами осуществляется перенос энергии из недр Солнца наружу?
- Чем объясняется наблюдаемая на Солнце грануляция?
- Какие проявления солнечной активности наблюдаются в различных слоях атмосферы Солнца?С чем связана основная причина этих явлений?
- Чем объясняется понижение температуры в области солнечных пятен?
- Какие явления на Земле связаны с солнечной активностью?
Расстояние до звёзд. Характеристики излучения звёзд
- Как определяют расстояния до звёзд?
- От чего зависит цвет звезды?
- В чём главная причина различия спектров звёзд?
- От чего зависит светимость звезды?
Массы и размеры звёзд. Переменные и нестационарные звёзды
- Чем объясняется изменение яркости некоторых двойных звёзд?
- Во сколько раз отличаются размеры и плотности звёзд-сверх-гигантов и карликов?
- Каковы размеры самых маленьких звёзд?
- Перечислите известные вам типы переменных звёзд.
- Перечислите возможные конечные стадии эволюции звёзд.
- В чём причина изменения блеска цефеид?
- Почему цефеиды называют «маяками Вселенной»?
- Что такое пульсары?
- Может ли Солнце вспыхнуть, как новая или сверхновая звезда? Почему?
РАЗДЕЛ 6. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Наша Галактика
- Какова структура и размеры нашей Галактики?
- Какие объекты входят в состав Галактики?
- Как проявляет себя межзвёздная среда? Каков её состав?
- Какие источники радиоизлучения известны в нашей Галактике?
- Чем различаются рассеянные и шаровые звёздные скопления?
Другие звёздные системы-галактики.
- Как определяют расстояния до галактик?
- На какие основные типы можно разделить галактики по их внешнему виду и форме?
- Чем различаются по составу и структуре спиральные и эллиптические галактики?
- Чем объясняется «красное смещение» в спектрах галактик?
- Какие внегалактические источники радиоизлучения известны в настоящее время?
- Что является источником радиоизлучения в радиогалактиках?
- Какие факты свидетельствуют о том, что во Вселенной происходит процесс эволюции?
- Каково соотношение масс «обычной» материи, тёмной материи и тёмной энергии во Вселенной?
Основы современной космологии. Жизнь и разум во Вселенной
- Какие факты свидетельствуют о том, что во Вселенной происходит процесс эволюции?
- Каково соотношение масс «обычной» материи, тёмной материи и тёмной энергии во Вселенной?