Практическая работа № 8
Тема: Проведение исследования на основе готовой компьютерной модели
Цель: провести исследование на основе готовой компьютерной модели, повторить на основе готовой программы графические операторы языка QBasic и научиться составлять простейшие программы с использованием графических операторов.
Оборудование: ПК, система программирования Qbasic.
Ход работы
1. Изучить основные сведения по теме.
Основные сведения
PSET (X, Y), N– оператор, изображающий точку с координатами (X, Y), где N - цвет точки.
LINE (X1, Y1)-( X2, Y2), N –оператор, изображающий отрезок прямой (X, Y1)- начало отрезка (X2 ,Y2)- конец отрезка, N - номер цвета.
LINE (X1, Y1)-(X2, Y2), N, B– оператор, изображающий прямоугольник со сторонами, параллельными осями координат. (X1, Y1)-координаты левой верхней вершины (X2, Y2)- координаты правой нижней, N - номер цвета.
LINE (X1, Y1)-(X2, Y2), N, BF– оператор, изображающий закрашенный прямоугольник, N- номер цвета. Параметры B и BF не принимают никаких значений.
CIRCLE (X, Y), R, N –оператор, изображающий окружность, где (X, Y) - координаты центра окружности, R- радиус окружности, N - номер цвета окружности.
CIRCLE (X, Y), R, N ,,, K– оператор, изображающий эллипс, где (X,Y) -координаты центра окружности, из которой эллипс получается, R- радиус окружности, N - номер цвета окружности, K– значение коэффициента сжатия.
CIRCLE (X, Y), R, N, a, b– оператор, изображающий дугу окружности (дуга строится от угла а к углу b), R- радиус окружности, N - номер цвета окружности, углы выражаются в радианах
CIRCLE (X, Y), R, N, a, b, K– оператор, изображающий дугу эллипса.
PAINT (X, Y), N1, N2– оператор, закрашивающий контуры, где (X, Y)- координаты любой точки внутри закрашиваемого контура, N 1 - цвет, которым закрашивается контур, N 2 - цвет самого контура.
WINDOW (X1, Y1)- (X2, Y2)– оператор, устанавливающий новую систему координат, где левый нижний угол экрана получает координаты (X1, Y1), а правый верхний - (X 2, Y2).
2. Выполнить задания по теме.
Задание 1. Протестировать готовую программу, которая решает задачу: в центре экрана построить график функции y=2sinx+3 для x, изменяющегося от -6π до 6π с шагом 0,01. (Протестировать: набрать программу в qbasic2, запустить на выполнение, посмотреть результат, записать программу в тетрадь и охарактеризовать каждую команду)
Программа:
CLS |
Очистка экрана от предыдущих значений |
SCREEN 9 |
Переход в графический режим |
WINDOW (-3.14*6, -6)-( 3.14*6, 6) |
Перемещение начала координат в центр экрана |
LINE (-3.14*6, 0)-( 3.14*6, 0), 3 |
Изображение горизонтальной оси координат |
LINE (0, -6)-(0, +6), 3 |
Изображение вертикальной оси координат |
FOR X=-3.14*6 TO 3.14*6 STEP 0.01 |
Начало цикла изображения точек данной функции, где X=-3.14*6– первая точка графика, X=3.14*6– последняя точка графика |
PSET (X, 2*SIN(X)+3), 5 |
Изображение точек графика данной функции |
NEXT X |
Завершение цикла |
END |
Завершение программы |
Задание 2. Составить программу для построения в центре экрана графика функции у=x2, для х изменяющегося от -5 до +5 с шагом 0,0001. Протестировать программу и охарактеризовать каждую команду.
Задание 3. Протестировать следующую программу и охарактеризовать каждую команду.
CLS |
|
SCREEN 9 |
|
CIRCLE (320, 175), 150, 7, 0, 180*3.14/180 |
|
CIRCLE (470, 175), 10, 5 |
|
PAINT (470, 175), 5, 5 |
|
LINE (170, 175)-(460, 175), 7 |
|
CIRCLE (400, 145), 10, 5 |
|
PAINT (400, 145), 5, 5 |
|
CIRCLE (170, 212), 50, 7, 90*3.14/180, 240*3.14/180 |
|
END |
Задание 4. Протестировать следующую программу:
CLS
SCREEN 9
LINE (100, 50)-(500, 130), 15, BF
LINE (100, 130)-(500, 210), 1, BF
LINE (100, 210)-(500, 290), 4, BF
END
Задание №4. Протестировать следующую программу и охарактеризовать каждую команду:
CLS |
|
SCREEN 9 |
|
COLOR 15 |
|
LINE (100, 175)-(250, 250), 1 |
|
LINE (250, 250)-(400, 175), 5 |
|
LINE (400, 175)-(250, 100), 3 |
|
LINE (250, 100)-(100, 175), 7 |
|
LINE (100, 175)-(400, 175), 2 |
|
LINE (250, 100)-(250, 250), 8 |
|
END |
3. Работа над контрольными вопросами.
Контрольные вопросы
- Какова роль оператора SCREEN 9?
- Какой оператор служит для построения отрезков прямой линии?
- Для чего служит оператор PSET?
- Какой оператор служит для задания цвета фона?
- Какое максимальное значение принимает координата X в Qbasic, а какое – координата Y?
- Какие операторы Вы используете в своей программе для построения своего изображения? Перечислите их.
.