Чтобы подготовиться и сдать экзамен на высокий балл, нужно уделить внимание задачам второй части. В ней оценивают и ответ, и процесс решения. Проверяющий эксперт может снизить оценку даже за неправильное или непонятное оформление.
Давайте разберёмся в оформлении задач 2 части ЕГЭ по физике.
Любая расчётная задача по физике требует анализа условия, выбора физической модели, проведения математических преобразований, расчётов и анализа полученного ответа.
Решения задач участников экзамена оцениваются на основании обобщённых схем оценивания, включающих описание полного правильного ответа, за который выставляется максимальный балл, а также критериев с описанием тех или иных недостатков или ошибок, приводящих к снижению оценки.
Следует помнить, что в материалах ЕГЭ для каждого задания приводится авторский способ решения. Однако этот способ решения не является образцом решения и определяющим для построения шкалы оценивания работ экзаменуемых. Решение экзаменуемого может иметь логику, отличную от авторской логики решения, то есть может быть предложено альтернативное решение. В этом случае экспертами оценивается возможность решения конкретной задачи тем способом, который выбрал экзаменуемый. И если такое решение допустимо, то эксперт оценивает полноту и правильность этого решения на основании того списка основных законов, формул или утверждений, которые соответствуют выбранному способу решения.
Например, задача по механике решается динамическим способом, и для её решения необходимо использовать пять формул. В критериях оценивания эти формулы перечисляются, и, например, при использовании такого способа решения и отсутствии хотя бы одной из исходных формул экзаменуемый не сможет получить более 1 балла. Однако если для той же задачи выбран энергетический способ решения, то необходимых формул, например, может быть три. В этом случае эксперт будет выстраивать систему оценивания, исходя из наличия только этих трёх формул.
Как правило, в качестве исходных формул принимаются формулы, указанные в кодификаторе проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по физике. Форма записи в данном случае не важна. Например, может быть записано m = ρ·V или V = m/ρ независимо от того, в какой форме формула приведена в кодификаторе.
В случае использования формул, не входящих в кодификатор (например, правила Кирхгофа, момент инерции), работа будет оцениваться индивидуально ведущим экспертом, исходя из особенностей предложенного альтернативного способа решения и схемы оценивания.
Знакомясь с демонстрационным вариантом, обратите внимание на то, что для всех расчётных задач (и двухбалльных, и трёхбалльных) используются единые требования к полному правильному ответу.
Если в задачах на три балла при наличии ошибки в физической модели (то есть в записи исходного уравнения) за попытки решения можно получить 1 балл, то в задачах на 2 балла любая физическая ошибка приводит к получению 0 баллов. Частично верным признаётся только решение, в котором допущены математические ошибки или есть недостатки оформления решения.
Как правило, в демонстрационном варианте или в сборниках для подготовки к экзамену предлагаются решения расчётных задач, которые содержат обоснование к выбору физической модели и пояснения по ходу решения. Однако на экзамене обоснование требуется только в последней задаче по механике, в остальных задачах никаких пояснений не требуется. Поэтому не обязательно в этих случаях указывать, как называются используемые законы и какие математические преобразования проводятся. Достаточно записать исходную систему уравнений, математические преобразования, вычисления и ответ.
Исключением являются пояснения к вновь вводимым буквенным обозначениям физических величин.
Во-первых, необходимо следить, чтобы разные величины не обозначались одинаково. Например, если в задаче одновременно используются плотность вещества и удельное электрическое сопротивление, которые стандартно обозначаются одной и той же буквой, то нужно вводить соответствующие индексы для их различения.
Например.
Задача: В лаборатории имеется однородный медный цилиндрический проводник длиной 10 м, в опыте к нему приложили разность потенциалов 20 В. Каким будет изменение температуры проводника через 15с? Изменением сопротивления проводника и рассеянием тепла при его нагревании пренебречь. (Удельное сопротивление меди 1,7·10-8 Ом·м, плотность меди 8930 кг/м3), ответ дайте в градусах Цельсия.
Можно обозначить ρ1 - удельное сопротивление меди, ρ2 - плотность меди. И обязательно указать это в решении.
Во-вторых, нужно следить за тем, какие величины не приведены в условии задачи, и если они появляются по ходу решения, то нужно указать, что соответствующие буквы означают.
Рисунок или схема также может использоваться для введения новых величин. Например, если решается задача на изменение давления, температуры и объёма газа в сосуде с поршнем, то рисунок с указанием обозначений параметров в начальном и конечном состояниях является достаточным для пояснения к вновь вводимым величинам.
Советы для получения максимального балла:
1. Решение должно быть структурированным.
Используйте схему, известную со средней школы. Записывайте «Дано», «Найти», «Решение», «Ответ».
Величины, указанные в условии задачи удобно обозначать в «Дано». Оно пишется в левой части листа. Используйте буквенные обозначения, принятые в физике, а числа переводите в систему СИ. Это делается тут же через знак равно или в отдельной колонке СИ. Если физические величины даны не в СИ, то лучше (но не обязательно) добавить их перевод (в кг, Н и т.д.). Допускается обозначать данные в условии величины и в другом месте, но сделать это нужно обязательно.
В правой части сделайте рисунок (он помогает в решении большинства задач). Рисунок обязательно нужен, если это четко прописано в условии задачи. Он должен быть крупным и понятным, чтобы все обозначения на нем были понятны. С ним работает проверяющий эксперт. За неправильный рисунок снимают баллы, даже если он был не нужен по условию.
После рисунка идет непосредственное решение.
2. Решение должно быть последовательным и развернутым.
Это основные принципы заполнения бланка ответов.
Не торопитесь писать задачу в бланк. Начните с черновика — разберитесь в происходящих процессах, напишите основные формулы.
Переписывая решение в чистовик, старайтесь писать подробно.
Названия законов и цель их использования лучше прописывать. Чтобы не потерять логику в решении, можно описывать вывод формул и указывайте их названия («Применим закон сохранения импульса», «Запишем уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта»). Желательно, по ходу решения задачи, прописывать свои умозаключения («Тело движется равномерно и прямолинейно, поэтому используем формулу…», «Найдем потенциальную энергию тела, приняв за нулевой уровень поверхность Земли»). Обоснование каждого закона лучше записать отдельным пунктом.
Обоснования применения законов и формул в задачах (кроме задания 26) делать не обязательно, но это помогает эксперту понять вашу логику решения задачи.
Также для сохранения логики можно нумеровать формулы и описывать порядок действий уже с помощью их номеров. В задачах высокого уровня сложности встречается много выражений. Их нужно комбинировать, выводить одно из другого. В таком решении легко запутаться и сделать текст непонятным для проверяющего. Обозначьте формулы цифрами и ссылайтесь на них («Подставив в (4) значение из (2), получим уравнение движения тел», «Подставим (2) и (3) в (1)…», то есть подставим формулы с номерами 2 и 3 в формулу с номером 1)
3. Используйте формулы из кодификатора.
Наличие начальных формул из кодификатора обязательно. При решении заданий второй части «в готовом виде» разрешено использовать только формулы, которые указаны в кодификаторе, формулы-определения и формулы из математики. Используя их, достаточно написать название и буквенное выражение («Применяем второй закон Ньютона: F=ma»).
Если для решения нужна формула, отсутствующая в перечне, то необходимо вывести ее с нуля. Если просто написать выражение – проверяющий вправе снять баллы.
Например, необходимо выводить:
- формулы баллистики (время движения, дальность полёта, максимальная высота подъёма);
- формулу для вычисления силы нормальной реакции опоры (на горизонтальной поверхности, наклонной плоскости и т.д.);
- формулы первого закона термодинамики для изопроцессов;
- формулу КПД источника тока;
- формулы радиуса траектории и периода обращения частицы в магнитном поле;
- формулу ЭДС индукции в движущемся проводнике.
4. Описывайте вводимые величины.
Обозначать (описывать) впервые введенные величины обязательно. В противном случае проверяющие снимают баллы – решение непонятное.
Иногда величин из условия недостаточно, нужно дописать свои, и тогда величины, которые вводятся в решение задачи нужно описывать (прописывать какая новая буква что обозначает). Например, дан диаметр, а в выражении фигурирует радиус. Вы не просто делите значение диаметра на 2, а пишете «Найдем радиус R=d/2». Новые вводимые величины можно показать на рисунке.
5. Выполняйте математические преобразования с формулами.
В большинстве заданий используется несколько формул. Можно последовательно использовать их, находя и подставляя нужные числа. Но лучше выполнять математические преобразования, объединяя несколько формул, выводя конечную. Это показывает владение физикой и возможность свободно решать задачи. Все преобразования должны быть логичны и последовательны. Не допускается пропуск важных переходов.
Букв слишком много и выражение получается громоздким? Правилом можно пренебречь. Решайте задачу «по частям». Но в вычислениях не должно быть одновременно букв и цифр. Из всей формулы не известна одна величина — оставляйте все в буквах.
6. Необходимо показать расчеты.
В решении нужно обязательно записать расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, т.е. подставить значения величин из «Дано» в конечную формулу (или в промежуточные формулы, если Вы решаете задачу «по частям»).
В конечную формулу лучше (но не обязательно) подставлять значения в СИ (ответ тогда тоже получится в СИ), когда они все известны. При вычислениях единицы измерения можно не указывать, но при получении числа – нужно обязательно. За неправильные или не написанные единицы измерения снимают баллы.
7. Полученный ответ необходимо выделить.
Для этого лучше всего подходит слово «Ответ». В ответ необходимо записывать число и единицу измерения. В случае, если задача качественная, записать нужно верный ответ или конечную формулу.
За что снимают баллы?
- В решении нет рисунка, хотя в условии было сказано нарисовать.
- Ошибка в нужном по условию рисунке (например, требовалось указать все силы, а были изображены все, кроме одной - минус балл). За неправильный рисунок, который не требовался по задаче, баллы тоже снимут - лишние записи в решении.
- Формулы, которых нет в Кодификаторе, приведены без вывода.
- Впервые введенные величины (те, которых не было в условии и нет в Кодификаторе) не описаны.
- Лишняя запись (то, что не используется для решения).
- Не указаны формулы, требуемые в решении задачи, пропущены (не показаны) шаги в решении.
- Отсутствует логика в решении (пропущены важные математические преобразования).
- Не записан ответ, не записана единица измерения, ошибка в ответе, ошибка в единице измерения.
Несколько советов для решения номеров второй части:
- решайте задачи с разными типами и оформлением. Посмотрите классические задания с текстовым «дано». После этого сделайте номера с минимумом информации, где все нужно понимать из рисунка. Третий вариант — график, описывающий процессы. Четвертый — таблица значений. Вы рассматриваете одну задачу с нескольких углов, что способствует глубокому пониманию темы;
- используйте задачники. ФИПИ и Решу.ЕГЭ подходят, когда вы хотите проработать непосредственно формат экзамена. Но при разборе конкретной темы обращайтесь к школьным и вузовским задачникам. Там есть номера разных типов и уровней сложности. Знания будут не поверхностными, а структурированными. Даже задачи с подвохом не станут проблемой;
- развивайте логику. Номера из первой части типичны. Поняв принцип, вы научитесь выполнять конкретный вариант заданий. Со второй частью сложнее. Она основана на главных законах физики, но там они приведены в необычные условия, буквально вывернуты наизнанку. Рассуждайте логически, старайтесь не делать по образцу, а действительно понимать происходящие процессы. Тогда наберете высокий балл.
Вывод:
Старайтесь оформить задачу так, чтобы эксперту было легко ее проверять. Чем тщательнее эксперт вглядывается в неразборчивый почерк, запутанное решение, тем больше ошибок и недочетов будет им обнаружено. Размышляйте с точки зрения «как удобно проверять эксперту», а не «как удобно писать мне».