Накопленный к сегодняшнему дню колоссальный информационный потенциал и появление новых информационных и коммуникационных технологий изменили социально-экономический характер современного общества. Если до середины ХХ века общество имело ярко выраженный индустриальный характер, то нынешнее его состояние ученые характеризуют как постиндустриальное, рассматривая его в качестве переходного к информационному обществу. Переход от индустриального общества к информационному характеризуетcя перераспределением трудовых ресурсов в сферу обслуживания и информационную сферу. Большое значение в современном обществе получили информационные ресурсы.

В состав информационных ресурсов общества входят:

  • библиотеки  (более 150  тыс.  в России,  идет создание электронныхкаталогов, оцифровка книг);
  • центры научно-технической информации  (регистрация новых изобретений и открытий),
  • архивы (идет перевод в электронный вид),
  • отраслевые ресурсы (компьютерные центры предприятий, организаций по обработке информации и управлению),
  • социальные ресурсы (здравоохранение, образование, пенсионый фонд, система   страхования, туризм и т.д.).

В середине ХХ века возникает новая наука «Информатика».

Информатика –  наука об информации и технических средствах ее сбора, хранения, обработки, передачи.

Информатика  возникает  на стыке многих наук: математика, кибернетика, физика, химия, электроника, философия, история, лингвистика.

Информатика изучает:

  • Информацию и ее свойства
  • Информационные процессы

Информационный процесс - совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.), для получения какого-либо результата.

К информационным процессам  относятся процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

Деятельность человека, связанную с информационными процессами называют информационной деятельностью.

Все люди в своей жизни занимаются информационной деятельностью (получают письма, читают книги, хранят фото- и видео- архивы, разговаривают по телефону, решают задачи, разгадывают кроссворды и т. п.); для многих информационная деятельность является профессиональной.

Тысячелетиями предметами труда людей были материальные объекты. Все орудия труда от каменного топора до первой паровой машины, электромотора или токарного станка были связаны с обработкой вещества, использованием и преобразованием энергии. Вместе с тем человечеству всегда приходилось решать задачи управления, накопления, обработки и передачи информации, опыта, знаний. Возникали группы людей, чья профессия связана исключительно с информационной деятельностью. В древности это были, например, жрецы, летописцы, затем — ученые и т. д.

По мере развития общества постоянно расширялся круг людей, чья профессиональная деятельность была связана с обработкой и накоплением информации. Постоянно рос и объем человеческих знаний, опыта, а вместе с ним количество книг, рукописей и других письменных документов. Появилась необходимость создания специальных хранилищ этих документов — библиотек, архивов. Информацию, содержащуюся в книгах и других документах, необходимо было не просто хранить, а упорядочивать, систематизировать. Так возникли библиотечные классификаторы, предметные и алфавитные каталоги и другие средства систематизации книг и документов, появились профессии библиотекаря, архивариуса.

В результате научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора (запись звуковой информации с помощью микрофона, фотоаппарат, кинокамера), хранения (бумага, фотопленка, грампластинки, магнитная пленка), передачи информации (телефон, телеграф, радио, телевидение, спутники). Но важнейшее в информационных процессах — обработка, целенаправленное преобразование информации — осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.

Вместе с тем постоянное совершенствование техники, производства привело к резкому возрастанию объема информации, которой приходится оперировать человеку в процессе его профессиональной деятельности. Развитие науки, образования обусловило быстрый рост объема информации, знаний человека. Если в начале прошлого века общая сумма человеческих знаний удваивалась приблизительно каждые пятьдесят лет, то в последующие годы — каждые пять лет.

В наше время люди, занимающиеся профессиональной информационной деятельностью в большинстве случаев работают за компьютером. И вся деятельность человека связанна с различными действиями с информацией, и помогают ему в этом различные технические устройства.

Виды информационной деятельности человека

Область деятельности

Профессия

Технические средства

Информационные ресурсы

Средства массовой информации

Журналисты

Телевидение
Радио
Телекоммуникации
Компьютеры
Компьютерные сети

Интернет
Электронная почта
Библиотеки
Архивы

Почта, телеграф, телефония

Служащие, инженеры

Традиционный транспорт
Телеграф, телефонные сети
Компьютерные сети

БД (базы данных)

Наука

Ученые

Телекоммуникации
Компьютеры
Компьютерные сети

Библиотеки, архивы, БД, БЗ, экспертные системы, Интернет

Техника

Инженеры

Телекоммуникации
Компьютеры
Компьютерные сети

Библиотеки, патенты, БД, БЗ, экспертные системы, Интернет

Управление

Менеджеры

Информационные системы
Телекоммуникации
Компьютеры
Компьютерные сети

БД, БЗ, экспертные системы

Образование

Преподаватели

Информационные системы
Телекоммуникации
Компьютеры
Компьютерные сети

Библиотеки, интернет

Искусство

Писатели
Художники
Музыканты
Дизайнеры

Компьютеры и устройства ввода/вывода информации
Аудио-видео системы
Системы мультимедиа
Телекоммуникации
Компьютерные сети

Библиотеки, музеи, интернет

Научные исследования. Расчеты и вычисления — обязательный элемент тех научных исследований, где требуется на основании эксперимента построить гипотезу о закономерностях, проявляемых в нем. Создаются специальные автоматизированные системы для научных исследований. Вычислительные операции на компьютере выполняют не только математики, механики, физики, астрономы, но и специалисты в области экономики. Литературоведы используют специальные программы для анализа текстов произведений, создания различных словарей.

Создание новых изделий. Некоторые этапы создания новых изделий могут быть автоматизированы. Системы автоматизированного проектирования (САПР) используются во всех проектных и конструкторских организациях. Проектировщик вводит в САПР техническое задание, а использование баз данных, расчетных блоков, экспертных систем, имитатора позволяет получить техническую документацию, по которой будут изготовлены опытные образцы.

Управление. Теория автоматического управления к моменту создания компьютеров была хорошо развитой точной инженерной наукой, поэтому оказалось возможным использовать компьютеры для целей управления. Системы автоматического управления (АСУ) могут управлять процессами, для которых разработаны математические модели и методы их решения. Станки с числовым программным управлением (ЧПУ) имеют специализированный компьютер с пультом оператора, дисплеем и клавиатурой, а также управляющую программу. В ней указывается все необходимое, чтобы из заготовки получилась деталь, размеры и форма которой определены чертежом. По специальным программам работают автоматические стиральные машины, СВЧ-печи, швейные и вышивальные машины и т. д.

Обучение. Широкое распространение получили компьютеры в области образования. Одна из важнейших целей создания системы образовательных порталов — в явном виде и с участием специалистов сформировать профессиональную зону и механизмы поиска качественной образовательной информации.

Издательское дело. Компьютер может быть использован автором уже на самых первых этапах создания литературных, публицистических и других произведений. Затем с этим текстом работает редактор издательства.

Примеры применения компьютеров в различных сферах: АСУ,  роботы,  связь,  САПР, строительство, банки, наука, история, торговля, образование (БД, дистанционное обучение), медицина, правоохранительные органы, сельское хозяйство, армия, искусство, социальная сфера, быт.

Правовые нормы, относящиеся к информации. Правонарушения в информационной сфере.

В связи с возрастающим значением  информационных ресурсов предприняты ряд правовых мер для их охраны и защиты.  Многие черты информационного общества уже присутствуют в современной жизни развитых стран. Жизненно важной для общества становится проблема информационной безопасности действующих систем хранения, передачи и обработки информации. Главная тенденция, характеризующая развитие современных информационных технологий - рост числа компьютерных преступлений и связанных с ними хищений конфиденциальной и иной информации, а также материальных потерь. И поэтому защита информации - это вечная проблема. На различных этапах  своего развития человечество решало эту проблему по разному. 

Компьютеры контролируют работу атомных реакторов, распределяют электроэнергию, управляют самолётами и космическими кораблями, определяют надёжность систем обороны страны и банковских систем, т.е.  используются в областях общественной жизни, обеспечивающих благополучие и даже жизнь множества людей.

О важности проблемы информационно безопасности свидетельствуют многочисленные факты.

Более 80%  компьютерных преступлений осуществляется через глобальную сеть Интернет,  которая обеспечивает широкие возможности злоумышленникам для нарушений в глобальном масштабе.

Перечислим некоторые виды компьютерных преступлений, когда компьютер является инструментом для совершения преступления,  а объектом преступления является информация:

1.  Несанкционированный  (неправомерный)  доступ к информации.  Лицо получает доступ к секретной информации, например, путём подбора шифра (пароля).

2.  Нарушение работоспособности компьютерной системы.  В результате преднамеренных действий ресурсы вычислительной системы становятся недоступными, или снижается её работоспособностью.  Примером такого рода преступлений    является создание  и распространение компьютерных вирусов.

3.  Подделка  (искажение или изменение),  т.е.  нарушение целостности компьютерной информации. Эта деятельность является разновидностью неправомерного доступа к информации.  К подобного рода действиям можно отнести подтасовку результатов голосования на выборах,  референдумах и т.д.  путем внесения изменений в итоговые протоколы.

Меры обеспечения информационной безопасности

• Организационные

Повышение квалификации персонала,  контролируемые каналы распространения информации, разделение прав доступа, уничтожение ненужных копий документов, соблюдение коммерческой тайны персоналом.

• Юридические

В России действуют:

Закон РФ № 3523-1 «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных». Регламентирует юридические вопросы, связанные с авторскими правами на программные продукты и базы данных.

В законе определены следующие права на информационные ресурсы:

  • Право распоряжения состоит в том, что только субъект-владелец информации имеет право определять, кому эта информация может быть предоставлена.
  • Право владения должно обеспечивать субъекту-владельцу информации хранение информации в неизменном виде. Никто, кроме него, не может ее изменять.
  • Право пользования предоставляет субъекту владельцу информации право ее использования только в своих интересах.

Закон РФ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».  Позволяет защищать информационные ресурсы (личные и общественные) от искажения, порчи, уничтожения. Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" определено, что информационные ресурсы являясь объектом отношений физических, юридических лиц и государства, подлежат обязательному учету и защите, как всякое материальное имущество собственника. При этом собственнику предоставляется право самостоятельно в пределах своей компетенции устанавливать режим защиты информационных ресурсов и доступа к ним.

Статья 3 пункт 7. Неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения,  использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.

В Уголовном кодексе РФ имеется раздел «Преступления в сфере компьютерной информации», он содержит статьи:

- Ст. 272 «О неправомерном доступе к компьютерной информации»

- Ст. 273 «Создание,  использование и распространение Вредоносных программ для ЭВМ»

- Ст. 274 «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ,  систем ЭВМ или сети ЭВМ»

Предусматривает наказания за:

  • Неправомерный доступ к компьютерной информации;
  • Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ;
  • Умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их сетей.

Программно-технические

  • - Защита от компьютерных вирусов
  • - Шифрование данных
  • - Резервное копирование данных
  • - Ограничение доступа к устройствам и файловой системе
  • - Контроль трафика с помощью межсетевых экранов (брандмауэров)

 Электронное правительство

Центральное место в информационном обществе занимает электронное правительство, выполняющее важные функции по регулированию информационных отношений между гражданами и органами управления, администрацией.

Важнейшие задачи, выполняемые электронным правительством:

  • обеспечение равных прав и доступа к глобальным, национальным, местным и локальным информационным ресурсам,
  • предоставление необходимой информации и электронных услуг гражданам,
  • осуществление электронных государственных закупок,
  • содействие развитию интернет-экономики,
  • регулирование взаимоотношений между основными субъектами электронного бизнеса,
  • осуществление дистанционных фискальных функций и налогового контроля,
  • оказание дистанционных консультаций по трудоустройству работников,
  • обеспечение комплексной информационной безопасности и др.

Понятие «электронное правительство» в широком смысле включает в себя следующие социально-гуманитарные и технологические составляющие:

  1. систему новых взаимоотношений, прямых и обратных взаимосвязей между основными субъектами управления общественными процессами, осуществляемых с помощью современных информационно-коммуникационных средств в целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан, улучшения качества предоставляемых правительством населению услуг и повышения эффективности государственного управления;
  2. функциональную государственную компьютерную систему с обеспечивающими ее соответствующими службами, предназначенную для выполнения правительством своих функций через различные виды электронного сервиса (интернет, мобильную связь, цифровое телевидение, центры обслуживания вызовов и др.) и для взаимодействия с населением, фирмами, общественными организациями, государственными учреждениями и иностранцами;
  3. внешнюю правительственную информационную систему или так называемый правительственный сетевой портал или национальный интернетовский портал развития;
  4. внутреннюю правительственную информационную систему, включающую в себя системы электронного документооборота и учета (например, бухгалтерская система, система учета кадров и др.);
  5. государственную систему обеспечения комплексной информационной безопасности.

В качестве обоснования необходимости и значимости реализации концепции электронного правительства выдвигаются следующие критерии:

  1. открытость правительства для граждан страны и иностранцев;
  2. повышение оперативности и эффективности принимаемых управленческих решений;
  3. снижение издержек на содержание государственного аппарата и повышение производительности труда государственных служащих;
  4. борьба с коррупцией в правительственных структурах и др.
  5. Можно выделить несколько сегментов деятельности электронного правительства:
  6. взаимодействие государственных органов с гражданами;
  7. взаимодействие госорганов с частным бизнесом;
  8. взаимодействие государственных органов с общественными организациями и органами местного самоуправления;
  9. взаимодействие госорганов с партнерами и поставщиками необходимых услуг;
  10. взаимодействие госорганов между собой (между законодательной, исполнительной и судебной властью; между министерствами и департаментами центрального правительства; между федеральными и региональными органами власти; между отдельными государственными служащими (политиками);
  11.  взаимодействие государственных органов определенной страны с зарубежными субъектами (иностранными гражданами, бизнесом, правительствами других стран и международными организациями).

В рамках предлагаемой расширенной концепции электронного правительства правомерно не только предоставление правительственными организациями и учреждениями гражданам информации и услуг на безвозмездной основе, но и существование государственного электронного предпринимательства, при котором правительственные учреждения оказывают другим экономическим агентам электронные услуги на возмездной основе и осуществляют электронные государственные закупки. В современных условиях правительство активно включается в сферу электронных взаимоотношений.

Министерством информационных технологий и связи РФ совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ и Федеральной службой охраны РФ была разработана Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года.

Формирование электронного правительства в Российской Федерации стало возможным благодаря широкому распространению информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической сфере и органах государственной власти, повышению уровня информационно-коммуникационной грамотности, расширению сектора Рунет.

Практически все органы государственной власти поддерживают ведомственные сайты в сети Интернет и размещают на них общую информацию о своей деятельности. В то же время практически отсутствуют государственные услуги, которые могут быть получены организацией или гражданином без непосредственного посещения государственного органа. До настоящего времени не сформирована единая инфраструктура межведомственного обмена данными в электронной форме, имеет место дублирование информации и противоречивость данных, отсутствуют единые форматы, протоколы, технологии автоматизированной обработки и анализа данных, не дискриминационного доступа к ним, что снижает качество и оперативность принимаемых решений, усложняет процедуры их обработки. Отсутствует единая система планирования и мониторинга эффективности реализации государственных программ и проектов, а также доступ к этой информации граждан. Обращение граждан в несколько ведомств, связано с большой потерей времени и длительными задержками из-за отсутствия взаимодействия между ведомственными информационными системами.

Целями формирования в РФ электронного правительства являются:

  • повышение качества, оперативности и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг;
  • повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти;
  • повышение качества административно-управленческих процессов;
  • совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений.
  • Для достижения указанных целей необходимо обеспечить:
  • развитие и широкое применение в деятельности органов государственной власти средств обеспечения удаленного доступа к информации;
  • предоставление государственных услуг с использованием многофункциональных центров и Интернет;
  • создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота;
  • внедрение ведомственных информационных систем планирования и управленческой отчетности в рамках создания единой государственной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти;
  • формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что электронное правительство, при правильном развитии, поможет значительно облегчить жизнь рядовых граждан и обеспечить более плодотворное сотрудничество с государственными органами.