Список занятий по дисциплине  «Информатика»

Введение. 

Урок 1.

Цели и задачи дисциплины. Значение информатики при освоении специальностей СПО. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

Раздел 1. Информационная деятельность человека.

Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества.

Урок 2.

Основные этапы развития информационного общества. Распознавание информационных процессов в различных системах. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

Тема 1.2. Профессиональная информационная деятельность человека.

Урок 3.

Профессиональная информационная деятельность человека. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности).

Тема 1.3 Правовые нормы информационной деятельности.

Урок 4.

Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. Стоимостные характеристики информационной деятельности.

Тема 1.4. Автоматические и автоматизированные системы управления.

Урок 5.

Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с числовым программным управлением. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике.

Раздел 2. Информация и информационные процессы.

Тема 2.1. Понятие информации и ее свойства.

Урок 6. 

Подходы к понятию информации и измерению информации. Различные подходы к определению понятия «информация». Свойства информации Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.

Тема 2.2. Количество и единицы измерения информации.

Урок 7.

Методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Единицы измерения информации.

Тема 2.3. Кодирование информации.

Урок 8.

Общие понятия и определения. Цели кодирования. Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.

Тема 2.4. Представление числовой информации в ПК.

Урок 9.

Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Позиционные и непозиционные системы счисления. Системы счисления, используемые в компьютере. Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую.

Урок 10.

Арифметические действия над числами в различных системах счисления. Двоичная арифметика – сложение, вычитание, умножение, деление чисел в двоичной системе счисления.

Тема 2.5. Представление текстовой, графической и звуковой информации в ПК.

Урок 11.

Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой и видеоинформации. Представление информации в двоичной системе счисления

Тема 2.6. Логические основы работы компьютера.

Урок 12.

Понятие об алгебре высказываний. Основные логические операции. Сложные высказывания. Построение таблиц истинности сложных высказываний.

Урок 13.

Основные законы преобразования алгебры логики. Решение логических задач с помощью алгебры логики

Раздел 3. Средства информационно-коммуникационных технологий.

Тема 3.1. Архитектура компьютеров.

Урок 14.

Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.

Тема 3.2. Программное обеспечение компьютеров.

Урок 15.

Виды программного обеспечения компьютеров. Назначение и функции операционных систем. Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности). Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.

Урок 16.

Практическая работа № 1. Операционная система. Графический интерфейс пользователя.

Тема 3.3. Хранение информационных объектов на различных цифровых носителях.

Урок 17.

Файловая система организации диска. Понятия: файл, папка дерево папок, логический диск. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Способы создания архива данных, извлечения данных из архива. Способы записи информации на компакт-диски различных видов. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации

Урок 18.

Практическая работа № 2. Файл как единица хранения информации на компьютере.

Раздел 4. Основы алгоритмизации.

Тема 4.1. Алгоритмы. Свойства, виды, способы задания алгоритмов.

Урок 19.

Алгоритмы и способы их описания. Алгоритмы. Свойства, виды, способы задания алгоритмов. Компьютер как исполнитель команд. Использование алгоритма как способа автоматизации деятельности. Программный принцип работы компьютера.

Урок 20.

Этапы решения задач с использованием компьютера: формализация, программирование и тестирование. Переход от неформального описания к формальному.

Тема 4.2 Базовые алгоритмические конструкции.

Урок 21.

Базовые алгоритмические конструкции. Алгоритмы линейной структуры. Алгоритмы разветвляющейся структуры. Алгоритмы циклической структуры.

Урок 22.

Массивы. Вспомогательный алгоритм.

Урок 23.

Практическая работа № 3. Среда программирования. Тестирование готовой программы.

Урок 24.

Практическая работа № 4. Программная реализация линейного алгоритма.

Урок 25.

Практическая работа № 5. Программная реализация разветвляющегося алгоритма.

Урок 26.

Практическая работа № 6. Программная реализация циклического алгоритма.

Урок 27.

Практическая работа № 7. Программная реализация вывода графических изображений на экран.

Урок 28.

Практическая работа № 8. Проведение исследования на основе готовой компьютерной модели. Использование готовых информационных моделей, оценивание их соответствия реальному объекту и целям моделирования.

Раздел 5. Технологии создания и преобразования информационных объектов.

Тема 5.1. Информационные системы. Возможности настольных издательских систем.

Урок 29.

Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. Назначение наиболее распространенных средств  автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов).

Тема 5.2. Текстовый процессор MS Word.

Урок 30.

Текстовый процессор MS Word. Создание, сохранение и открытие документов. Набор и оформление текста. Форматирование документа.

Урок 31.

Стили и шаблоны документов. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов. Осуществление выбора способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

Урок 32.

Практическая работа № 9. Интерфейс MS Word. Создание, сохранение, открытие документа.

Урок 33.

Практическая работа № 10. Шрифтовое форматирование текста.

Урок 34.

Практическая работа № 11. Форматирование абзацев в MS Word.

Урок 35.

Практическая работа № 12. Проверка орфографии и грамматики.

Урок 36.

Практическая работа № 13. Создание и форматирование таблиц в документе MS Word.

Урок 37.

Практическая работа № 14. Работа со встроенным графическим редактором в MS Word.

Урок 38.

Практическая работа № 15. Работа с редактором формул в MS Word.

Урок 39.

Практическая работа № 16. Разбиение документа на страницы. Гиперссылки. Колонтитулы. Печать документа. Создание информационных объектов сложной структуры, в том числе гипертекстовых.

Тема 5.3. Возможности электронных таблиц.

 

Тема 5.4. Возможности баз данных и систем управления базами данных.

 

Тема 5.5. Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах.

 

Раздел 6. Телекоммуникационные технологии.

Раздел 7. Моделирование и формализация.

Тема 7.1 Материальные и информационные модели.

Урок . Материальные и информационные модели. 

Модель. Формализация. Визуализация формальных моделей. Назначение и виды информационных моделей, описывающих  реальные объекты или процессы. 

Урок . Информационная технология решения задач

Информационные модели на графах. Примеры компьютерных моделей различных процессов.

Промежуточная аттестация в форме экзамена.

 

Основная литература:

  1. Информатика: учебник/Н.Д. Угринович.-Москва: КНОРУС, -378 с.- (Среднее профессиональное образование).
  2. Сергеева, И.И. Информатика : Учебник / А.А. Музалевская , В.Н. Тарасова .- 2-е изд. - М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, - 384 с. - (Среднее профессиональное образование).
  3. Овчинникова, Е. Н. Информатика. Кодирование информации. Системы счисления : учебное пособие для СПО / Е. Н. Овчинникова, С. Ю. Кротова, Т. В. Сарапулова. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2022. — 100 c. — ISBN 978-5-4488-1529-4, 978-5-4497-1689-7. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/121421
  4. Родыгин, А. В. Информатика. MS Office : учебное пособие / А. В. Родыгин. — Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, — 95 c. ISBN 978-5-7782-3638-7. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/91362.
  5. Информатика : учебное пособие для СПО / составители С. А. Рыбалка, Г. А. Шкатова. — Саратов : Профобразование, 2021. — 171 c. — ISBN 978-5-4488-0925-5. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/99928
  6. Кудинов, Ю. И. Основы алгоритмизации и программирования : учебное пособие для СПО / Ю. И. Кудинов, А. Ю. Келина. — 2-е изд. — Липецк, Саратов : Липецкий государственный технический университет, Профобразование, 2020. — 71 c. — ISBN 978- 5-88247-956-4, 978-5-4488-0757-2. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/92834
  7. Молочков, В. П. Microsoft PowerPoint 2010 : учебное пособие / В. П. Молочков. 3-е изд. — Москва, Саратов : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, — 277 c. — ISBN 978-5-4497-0291-3. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/89411
  8. Компьютерные сети и телекоммуникации : учебное пособие для СПО / составители И. В. Винокуров. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, — 103 c. — ISBN 978-5-4488-1445-7, 978-5-4497-1445-9. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/115695

Дополнительные источники

  1. Гаврилов М.В. Информатика и информационные технологии : Учебник. - М. : Юрайт, 2015. - 383 с. -  (Бакалавриат). - ISBN  978-5-9916-5784-6 Допущено УМО - Рекомендовано УМО высшего образования
  2. Гультяева Т.А. Основы защиты информации [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Гультяева Т.А.- Электрон. текстовые данные.- Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, - 83 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/91638.html.- ЭБС «IPRbooks»
  3. Куль Т.П. Основы вычислительной техники [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Куль Т.П.- Электрон. текстовые данные.- Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), — 244 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/84879.html.- ЭБС «IPRbooks»

Перечень Интернет-ресурсов

  1. Информационный портал Национальная электронная библиотека URL: http://нэб.рф
  2. Информационный портал Электронно-библиотечная система com URL: http://znanium.com/
  3. Информационный портал Электронная библиотека Юрайт: URL: https://urait.ru/
  4. Информационный портал Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов - ФЦИОР: URL: http://fcior.edu.ru/
  5. Информационный портал Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: URL: http://www.school-collection.edu.ru
  6. Информационный портал Журнал «Компьютерра»: URL:https://www.computerra.ru/

Loading...